Евгений Юрченко. Сочи, катастрофа Ту-154 25.12.2016

13.03.2017 20:31

СОЧИ, КАТАСТРОФА ТУ-154 25.12.2016

 

Самолёт ВВС России направлялся из Москвы, аэродрома Чкаловский в Сирию, а/п Хмеймим – Латакия.

На борту – знаменитый российский ансамбль песни и пляски им. Александрова с руководителем заслуженным деятелем искусств России генерал-лейтенантом Валерием Михайловичем Халиловым.

В составе 83 человека молодых талантов песни и пляски, музыкантов оркестра, 9 журналистов и военнослужащих разных званий, летевших на смену там служащим и работающим российским гражданам, как и с целью поздравления их – С Новым Годом!

Экипаж самолёта, много раз подтверждённый, как опытный, даже – опытнейший, военный экипаж Минобороны России:

 

– Командир корабля – майор Роман Александрович Волков, 1981 года рождения, старший инструктор-лётчик службы лётной подготовки, с общим налётом более 3000 часов, на данном типе самолета – 1,5 тыс. часов. В 2016 году 600 ч.?! – Оставшиеся 2,5 тысячи разделим на пятерых остальных лётчиков, – приблизительно по 500 часов.

– 2-й пилот – капитан Александр Сергеевич Ровенский, 33 года.

– Штурман экипажа – капитан Андрей Владимирович Мамонов, 1961 года рождения.

– Штурман эскадрильи – подполковник Александр Николаевич Петухов, 1967 года рождения.

– Бортовой инженер – старший лейтенант Александр Анатольевич Трегубов, 1965 г.р.

– Бортовой инженер – ст. лейтенант Валерий Николаевич Парикмахеров, 1987 г.р.

– Бортовой радист – капитан Алексей Олегович Суханов, 1985 г.р.

– Старший бортмеханик – ст. лейтенант Виктор Сергеевич Сушков, 1991 г.р.

 

 

А теперь обо всём по порядку.

25.12.2016 из СМИ, произошла авиационная катастрофа в Сочи! Самолёт Ту-154 85572, принадлежащий Российской армии, потерпел катастрофу при взлёте в аэропорту Адлер.

Все находившиеся на борту – экипаж и пассажиры – погибли. Всего 92 человека.

При взлёте опытный экипаж ничего не успел сообщить.

Первые высказывания, догадки, замечания. Евразийский коммерческий съезд-форум.

Олег Борисович Бабич, глава диспетчерской службы: «…что-то не позволило экипажу сообщить. Там свои сложности. Там свои особенности, ничего такого особенного. Если мы говорим о МАКе, чаще всего МАК даёт объективную информацию. Ошибки могут быть – люди не машины, автоматические системы предупреждения…»

29.12.2016 – поднято 15 тел погибших, 200 обломков.

Сергей Башметов, служба безопасности: «…привлечены лучшие судмедэксперты, взрыва на борту не было, мы ищем виновников», – смотрит на Соколова, министр смотрит по сторонам.

Соколов: «…всё было достаточно ШТАТНО! – самолёт разрушился от удара о воду и дно моря. Шойгу координирует работы по поиску… Поднято 19 тел, обследовано 120 кв. км!»

Николай Панков, замминистра обороны: «Это потеря! Надо ждать результатов экспертизы, направлялся в Моздок, сел в Сочи. Пока, ни одного конкретного ответа, все вокруг да около».

Виктор Горбачёв, авиационный эксперт: «Ошибку пилотирования можно сразу отмести. Опытнейший пилот не мог допустить роковую ошибку, техсбой или неисправность. Две версии. Первая: в топливо могла попасть вода. Вторая: проблемы с двигателями, остановились 3 двигателя и самолёт упал в плоский штопор! Самолёт не набрал должной высоты и упал на бок за несколько секунд. Железо есть железо» (И это говорит Эксперт! – Авт.)

Сергей Мельниченко, авиационный эксперт: «Машина есть машина, усталость лопаток – разрушение».

8 лет отлетал на Ту-154 Виктор Саженин, подробно делится и рассказывает о нахождении органов управления шасси и закрылками, предполагает о возможности перепутать их 2-м пилотом!? И Магомед Толбоев может поддержать эту мысль: «Не исключено, что пилот мог отвлечься и перепутать! И самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками?!» (А вдруг наоборот – взлетал с убранными шасси?! Позже я объясню эту ситуацию. – Авт.)

Бывший авиаконструктор Марк Соломин подчёркивает большие разрушения самолёта и приводит ряд прежних посадок на воду и происшествий с частично выжившими пассажирами. Воспользуемся этими данными (надеюсь, автор меня простит за эту компиляцию!).

– Огромный аэробус А-320 15.01.2009 г. в Нью-Йорке столкнулся со стаей птиц, приводнился в Гудзоне, самолёт не разрушился, все 155 пассажиров и 5 членов экипажа остались живы!

– 23.11. 1996 г., Боинг Б-767: захват террористами, драка, падение в Индийский океан, из 175 находящихся на борту погибли 125 человек, в т. ч. и трое террористов-угонщиков!

– 09.02.1982 г., «Дуглас» DC-8: пилот в припадке безумия выключил двигатели, самолет упал в Токийский залив – из 174 погибли 24 пассажира!

– 21.08.1963 г., Ту-124: посадка на Неву – все живы!

– 07.08.1980 г., Ту-154: посадка в воду мимо полосы в Мавритании – 167 живы, один погиб!

– 11.07.2011 г., Ан-24: пожар двигателя, посадка на реку Обь – из 37 пассажиров с ушибами 20, погибли – 7!

 

Надо понимать, любые версии, высказывания своих мыслей любыми экспертами, должностными чинами, должны быть направлены только в сторону оправдания лиц, касающихся происшествия.

Только случилась сразу не оспариваемая версия смоленской трагедии. Надо перечитать её, чтобы всё стало понятно, чтобы не повторяться в нашем случае. Разница только в том, что там борт садился, здесь взлетал. В том и в нашем случае опытные экипажи, с минимальными данными о налёте. В обоих случаях, умом своим, я находился там, с ними, фиксировал взгляды и движения каждого члена экипажа, нет, не понесло, но с высоты своего опыта, наверное, имею право поделиться?

А сегодня, посмотрев по каналу культуры передачу – сериал о лётчиках-испытателях тех лет в Жуковском, в котором проживал в те годы, решил с подробностями рассказать о самолёте Ту-154. С годами всё пропадёт, забудется, так же, как история с Бураном, в то время ставшим не нужным, как и сами исследования космоса, и пропадёт вся история, исследования, опыты, полёты – из-за недальновидных правителей.

Уже в недавние времена, в 2000 годах, когда я работал в 3-м аэроклубе главным инженером, Игорь Волк, будучи руководителем московской компании «Любители авиации», делился своими впечатлениями, рассказывал, как использовали Ту-154 в проектировании крутой глиссады Бурана, снижались с входного пункта коридора Московской Зоны – Ларионово, с полностью задросселированными – на малом газе, двигателями, и этого было мало, выключали даже!

Первые серии самолёта были с раздельной системой управления механизацией крыла и оперения, что отвлекало экипаж несколькими действиями 2-го пилота и контролированием за ними остальными членами. Управление объединили всего до 3 операций.

Основанием были ограничения по максимальной скорости, прочности, для различной конфигурации положения закрылков, 15 градусов – 400 км/час, перед 3-м разворотом, 28 градусов – 360 км/час перед 4 разворотом, и 45 градусов – 280 км/час перед входом в глиссаду, т. е. после 4-го разворота.

Это со временем позволило сократить экипаж до 3 человек, возложив обязанности штурмана на пилотов – экономия налицо.

С раннего вечера в Центральном Доме работников искусств и Доме актёра царило привычное оживление, приготовление к очередным гастролям. Волновались все, ведь предстояло выступать в Хмеймиме, а, возможно и в знаменитой Пальмире!

На слуху ещё выступления там оркестра Гергиева. Не покидают мысли о настоящей войне. С какого аэропорта полётим? Ждём автобусы. Погрузились, поехали! Приехали на военный аэродром.

И уже в полночь ожидаем погрузки в самолёт инструментов, багажа, и нашей посадки.

Приглашают в самолёт. Посадка с 3-го ряда, коллектив Валерия Халилова занимает весь 1-й салон до кухни. Во 2-м салоне журналисты, работники искусств, доктор Лиза (Елизавета Глинка).

Прошёл экипаж в кабину, несколько членов, заметили – подполковник и младшие офицеры разместились на первых рядах салона.

В иллюминаторы наблюдаем за погрузкой с военных грузовиков военного имущества, зелёных ящиков, коробок, и с подъехавшего ещё автобуса – рассаживающихся военнослужащих.

На часах начало 2-го ночи. Уставшие уже откинули спинки сидений, сели удобнее.

В 1 час 20 минут зажужжали двигатели, и через несколько минут поехали, полетели.

2 часа с минутами, всё хорошо, если не считать очереди в туалет. И вот уже – команда – «Пристегнуть ремни!», снижаемся. И приземлились – в Сочи! Выключили моторы.

На часах 3 часа 50 минут. Просят оставаться на местах, полный свет не включают, заправимся и полетим дальше! Как-то странно – полный самолёт пассажиров, а заправляемся. Небольшая суета техников вокруг самолёта.

Тихо вокруг, все пассажиры спят, подъехал заправщик, гудя мотором, долго заправляет нас. Не заметно пролетели час с минутами. Уехал трап, закрыли двери.

У очереди в туалет, попросили занять свои места.

 

Из расшифровки радиообмена с диспетчером старта – «МАРС»:

 

Командир корабля: «Сочи, руление 85572, разрешите запуск».

А в ответ тишина.

Повторно: «Сочи, руление 85572, разрешите запуск!»

Диспетчер: «85572-й, запуск разрешаю, работаем со мной – Сочи старт».

К/к: «Сочи старт 85572-й! Разрешите выруливать. Погоду, пожалуйста!»

Д: «572-й, выруливать разрешаю влево до конца по 1-й на курс 240 от начала полосы!»

 

В начале 6-го зашумели моторы, и через пару минут поехал и сразу остановился наш самолёт, заставив встрепенуться проснувшихся пассажиров.

В иллюминаторы было видно, подъехала машина, водитель рукой что-то показал технику, который, подбежав, за тросы потащил колодки от самолёта.

 

Д: «Погода – ветер 60 градусов 4 метра в секунду, попутный! Видимость 10 километров, температура плюс 5 градусов, высота нижней кромки 1000 метров, давление 745 мм, набор 900, правым 3 тысячи на дальний, с подходом 126,0».

К/к: «По СПУ экипажу, уже на рулении – закрылки 28!»

 

Правый лётчик правой рукой устанавливает давление на высотомере, левой тянется к рычажку выпуска закрылков.

 

К/к: «Спасибо! Условия принял, приятный голосок! Разрешите исполнительный?!»

Д: «Исполнительный разрешаю, взлёт по готовности!»

 

Вырулили на полосу, взревели моторы, включились фары, взлетаем! На часах 5 часов 25 минут.

 

Диспетчер фиксирует время взлёта, слышит (наверное, нажата кнопка радио и СПУ борта – Авт.).

Штурман: «Скорость растёт… не разборчиво… триста… не разборчиво…Ух, ё-моё!»

К/к: «Закрылки, сука!»

2-й пилот, не глядя, одним движением выпускает закрылки… (Авт.)

Шт.: «Чё за ху*ня?.. 340!»

Д (наблюдая за взлётом, в эфир): «340, уходит с конца полосы!» – фиксирует в журнале.

? (высотомер!): «…забрал стойки! Убраны… Командир, мы падаем!» (Это 2-й пилот докладывает, что шасси убраны – Авт.)

 

Самолёт «вспухает», с небольшим набором высоты пересекает береговую линию моря, стараниями экипажа небольшой набор высоты, но самолёт снижается!

Резкий сигнал сирены, и вспыхивает табло – «Опасно, земля!». Самолёт снижается и в 1,5 километрах касается хвостовой частью поверхности моря, терпит аварию.

От удара на скорости 360–380 км/час о как камень не сжимаемую воду, хвостовая часть фюзеляжа отламывается по хвостовым нервюрам, погрузившаяся в воду, с 4-мя двигателями, сразу пропадает в пучине моря, мгновенно оборвав ревущий звук всех 3-х двигателей! Где и будет обнаружена при поисках!

На поверхности остались не видимые в темноте какие-то выброшенные предметы.

Ещё не потерявшая плавучесть громадная сигара фюзеляжа с пассажирами, с крыльями, на такой скорости пронеслась по ещё спокойной глади моря несколько сот метров, оставляя за собой буруны и все, что теряла по пути. Машущие руками тела ещё живых пассажиров, музыкальные инструменты, постепенно погружаясь, исчезают с поверхности. И уносятся быстрым на мелководье течением моря всё дальше и дальше от берега, до нескольких километров от берега, принятых впоследствии экспертами всевозможных рангов, за места разворотов, высот и скоростей данного самолёта, оставляя только множество всплывающих воздушных пузырей, с последними криками недавно живых пассажиров – музыкантов, певцов и защитников отечества.

 

Переживая случившееся, трудно успокоиться. Под самый Новый год с поздравлениями звоню туда знакомым. Виталий (раньше летали в одном экипаже) поздравляет взаимно, на мой конкретный вопрос отвечает:

– Встань перед зеркалом, проведи ладонью горизонтально, сначала ниже подбородка, затем выше головы! С Новым Годом, Учитель! До свидания!

Пришлось подчиниться.

И вот выступление Олега Бескровного! Он просто перечисляет загрузку 572-го.

– Всего 163 человека, 23 лётчика на смену в Хмеймим, 17 авиатехников и инженеров, 3 генерала, 25 особых специалистов. Специальный груз для военных. Большие денежные средства в долларах!

Всё просуммировав, подсчитаем взлётный вес борта, получается максимальным!

Вопросы есть? – Вопросов нет!

 

 

Единственный свидетель, точнее единственная, наблюдавшая за взлётом самолёта диспетчер с приятным голоском, – им оказалась 32-летняя Юлия Самодурова, подтвердившая скорость ухода самолёта с полосы, равную 345 км/час. Что даёт основание утверждать, что самолёт взлетал с убранными или выпущенными на 15 градусов закрылками. Иначе, с выпущенными на 28 гр., самолёт уже набрал бы, как минимум, 10 м, хотя и взлетал с полным полётным весом, равным 100, а может и больше, тонн! И, учитывая, что порог полосы 60 градусов равен 27 м, а противоположный имеет только 11 м над уровнем моря, о чём мог совершенно не знать командир корабля.

 

Теперь поговорим конкретно о причинах катастрофы, унёсшей жизни стольких известных и молодых людей! Как бы ни тяжело было воспринимать действительность, надо не бояться смотреть правде в глаза!

1. Опытный, опытнейший!.. Опыт приходит, накапливается на конкретных случаях любого человека. Учатся на каждом случае. Наперёд всё проигрываешь в уме, и не допускаешь это в конкретном случае. Для одного типа самолёта он достаточен, для Ту-154 – нет.

2. Благодаря выпуску закрылков в конце полосы, на 28, скорее всего на 45 градусов, и перекладке стабилизатора на минус 5, с вытаращенными глазами лётчиков, самолёт взлетел, отделился от полосы («вспух», как я определил раньше – Авт.). Эта скорость уже превышала допустимый предел, что могло вызвать разрушение части конструкций, усложнивших дальнейшее пилотирование. Сразу вспомнился мой случай с соскочившей со шлиц вала тяги обратной связи руля высоты (заклинение руля высоты) высоко в киле, при взлёте в Кемерово 17 августа 1982 года. Тяга упёрлась в нервюру.

3. В момент уборки шасси, когда механизмом переворота тележек шасси, а их две по 12 колёс! – так вот, в момент, когда тележки были в вертикальном положении, возник пикирующий, хоть и кратковременный, момент, помогший экипажу противостоять, пересилить кабрирующий, не потерять скорость, и успеть убрать закрылки.

4. И самое основное, почему был убран взлётный режим двигателей, что стало причиной снижения самолёта, набравшего почти 250 метров? Команды «держать РУД!» не было. Самопроизвольный отход РУДов, часто встречающийся в практике, почему давалась такая команда? РУД держал всегда штурман, а в сокращённом составе экипажа – бортинженер.

Или командир сам убрал, с решением произвести посадку на воду?

Проанализировав поляры самолёта на разных скоростях и их коэффициенты подъёмных сил, критических углов, скоростей и аэродинамического качества, всё становится объяснимо и оправдано.

Наверное, правильным нужно считать мнение Юрия (кажется, Сытника), в его комментарии, об оправданном, в конкретном случае, решении командира произвести посадку на воду?

Сразу удивляет такая активность организации поисков, которой не было при предыдущих 2-х катастрофах. Уже через некоторое время с катеров были обнаружены на месте падения самолёта в 1,5–2 км от берега 12 тел погибших и 156 фрагментов тел. Глубина в этом месте была от 17 до 30 метров.

На место катастрофы быстро прибыли 39 кораблей, 135 водолазов и 7 глубоководных аппаратов! Видимо, чтобы первые находки были обнаружены своими военными службами.

Похвально с одной стороны, если бы так было всегда.

Должны удивлять умозаключения некоторых экспертов впоследствии, как например, – «да развернулся бы и сел, уменьшив скорость до 200 км без закрылков». Забывают, что не было времени на это, да и 3-й минуты не было! Не могло быть и аналогии с А-321 над Египтом, с взрывом в багажном отделении!

Восхитившая либералов гибель была организована извне. Стали известны данные Европейского Спутника Sentnel-1В – пролетая над Чёрным морем в День Католического Рождества 25 декабря был сбит в результате диверсии! И дальше – «При попытке развернуться – оторвался стабилизатор» (Вот уж сказки про белого бычка – Авт.).

Сорвало гондолу шасси, а закрылок попал в двигатель…

Эксперты полагают – диверсия с использованием внешних взрывных устройств – почему сразу расформирована база в Чкаловском?!

Экономист и политолог Дмитрий Делягин: «Эта версия, наконец-то подробно описывает протекание аварии – а, главное, – объясняет огромный, более 3-х км разброс обломков самолёта! Цинично замалчиваемый официальными источниками факт, истерическое ликование ряда видных либералов, свидетельствует об этом с исчерпывающей убедительностью!»

Ну, что тут скажешь? Феноменальная характеристика и происшествия, и автора!

Коль понята 1-я причина, то объяснима и фраза командира – «Закрылки, сука?!» Её экипаж просмотрел, и когда закрылки выпустили на такой скорости, могла возникнуть проблема, но самолёт летел без кренов, набирал высоту, пока был не убран режим двигателей.

Не станем перечислять всех профессионалов, подробно рассказывающих о возможных при этом неисправностях, трудностях пилотирования в этих случаях. Если бы что-то отвалилось, сразу стало бы известно. Самолёт летел в течение 70 секунд до удара о воду, и этим всё сказано.

 

И ещё, таких случаев было два, вспоминаю, когда ветер с моря дул со скоростью более 10 м/сек. Ещё на Ан-24 не один раз садились с МК 240 градусов со штурманом Костей Юриным и на Ту-154 с Валентином Петровичем Андреевым. Да, не привычно, когда на 4-м развороте истинная высота равна ста метрам.

 

К настоящему времени подняты 19 тел.

Пилоты, очевидно, пытались компенсировать пикирующий момент закрылков, задрав нос самолёта, но переборщили, усугубив ситуацию до сваливания.

Исповедь жены бортового инженера Ту-154 Валерия Парикмахерова Светланы о дне его гибели: «10 классов. Село Ермаковское. Воспоминания со слезами на глазах. Он поступил в Иркутское техническое училище. Переписывались. Писали, писали, писали. Целый год. В 2010 забрал меня с собой… Сначала работал на земле – готовил самолёты. Переучили на бортинженера, и я его потеряла… таких идеальных не бывает. Отдавался полностью семье. Двое детей, встречали, вешались на шею. Он просто вся моя жизнь. Без него не умею ничего. Полшестого ушёл на работу. В 8 вечера позвонил, устал, ложусь спать, в 11. Скоро вылет. В 5.40 я проснулась, показалось, что дверь открылась!!!»

Да, показалось, что дверь открылась! Какая связь подсознания у человека, мыслями там, в одно и то же время, когда случается не поправимое?!

 

 

Автору статьи остаётся выразить самые глубокие соболезнования всем родным, близким, знакомым и всей России! Пусть земля погибшим будет пухом!

 

© Евгений Юрченко, текст, 2017

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад