Игорь Вайсман. Наши обязанности

22.02.2015 21:52

КТО ЗАЩИТИТ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ?

 

«Наши обязательства всегда

должны превышать

предоставленную нам свободу».

А. И. Солженицин

 

– О необходимости защищать наши права слышал, а это что за невидаль? – воскликнет читатель, прочитав заголовок.

Я же не меньше удивлен и даже возмущен тем, что в современной либеральной России до сих пор не сложилось общественное движение защитников обязанностей. Правда, ими в значительной степени являются представители Русской православной церкви, занявшие довольно активную позицию в вопросе массового нарушения обязанностей всеми слоями нашего общества. Но методы их воздействия на умы не всем бывают понятны. Возникла настоятельная необходимость именно светского общепонятного общественного движения обязанностезащитников. Хотя, если быть точным, возникла она не сейчас, а после провозглашения в нашей стране великой ценностью прав граждан (без обязанностей!). И с этой своей публикацией я опоздал (грешен!) на целых 20 лет.

Творцы буржуазно-олигархического и морально-идеологического переворота 1991 года сами, как известно, мало что придумали. Они примитивно скопировали основополагающие моменты с известных западных источников. А в них тоже не все слава Богу.

Возьмем Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Сам по себе документ имеет право быть, но настораживает одно обстоятельство, на которое почему-то мало кто обращает внимание. В традиционном (долиберальном) обществе понятие «права» никогда не отделялось от понятия «обязанности». Так же, как свобода от необходимости, частное от общего, материальное от духовного. И именно поэтому в традиционном обществе порядка было гораздо больше, чем сейчас.

Либералы же как-то так незаметно, как бы невзначай запамятовали про обязанности, долг, ответственность, необходимость, самоограничения, духовные интересы – все то, на чем человеческое общество всегда и держалось. А это уже, извините, – сатанизм.

Здесь имеет место принципиальное и грубейшее нарушение одного из фундаментальных законов бытия – закона единства и борьбы противоположностей. Сознательно выделив одни ценности и оторвав их от альтернативных, либеральные идеологи заложили бомбу под все здание человечества.

По правилам, не нами придуманным, и по справедливости, если вы издали декларацию прав, то одновременно с ней должны издать и декларацию обязанностей. Но либералам это не нужно. Не зря многие передовые личности называют либерализм идеологией саморазрушения.

 

 

И крушение человеческого общества с каждым годом просматривается все отчетливее. И в узаконивании гомосексуальных браков, и в распаде института семьи, и в массовой миграции в страны старого света выходцев из Азии и Африки, которые не собираются работать, потому что им назначают выплату социальных пособий, и в отмене смертной казни за самые кровавые преступления… Самым отпетым преступникам вместо высшей меры наказания дают такие сроки заключения, которые люди даже не живут (!). И всю оставшуюся жизнь их кормят честные налогоплательщики (!). Правозащитники борются за то, чтобы этих извергов содержали в камерах с комфортными условиями (!). А при их задержании полицейские, несмотря ни на какие обстоятельства, ценой чего угодно обязаны зачитать им их права (!!!). Думаю, что тот, кто изначально все это придумал, отличается качественным черным юмором и сейчас очень доволен своей работой.

Теперь обратимся к российским «достижениям» в данном вопросе.

На сегодняшний день в нашей стране существует несколько институтов, занимающихся защитой прав человека. Совет по правам человека при Президенте России, уполномоченный по правам человека со штатом сотрудников в регионах, Экспертный совет по правам при вышеупомянутом уполномоченном, общественное движение «За права человека», многочисленные общественные организации и частные правозащитники. Последних в одной только Башкирии – около 300 человек. Всего этого показалось мало, и ввели особую единицу – «гражданский омбудсмен». Это такой особенный правозащитник, который вхож в кабинет любого высокопоставленного чиновника.

Но нет ни одной организации, ни одного представителя или уполномоченного, озабоченного соблюдением обязанностей граждан.

Мне могут возразить, что обязанностями, точнее их несоблюдением, занимается судебно-правовая система. Но эта система существует для крайних случаев. Когда свободные граждане слишком превысили свои права. Она призвана защищать то, что практически не озвучивается, чему даже не учат в современной школе. Неудивительно, что в условиях такого педагогического и нравственного беспредела, ее деятельность так неэффективна. И стоит ли удивляться тому, что многие осужденные, особенно из выросших в капиталистической России, нередко не понимают в чем их обвиняют. Совершая грабеж, насилие, убийство (!).

Толкователи российского законодательства и мудреной либеральной философии, отвечая на вопросы граждан, говорят что обязанности, как и долг, и ответственность, хоть и не прописаны в документах, но как бы подразумеваются. Никто их как бы не отменял. Но в таком случае напрашивается вопрос: почему они лишь подразумеваются, тогда как права и прочие либеральные ценности тщательно прописываются?

Несколько лет назад я написал миниатюру «Обязанностезащитник» и, сознавая что плыву против течения, придал ей ироническую форму. Редакция еженедельника «Истоки» опубликовала ее, а меня похвалили «за оригинальный юмор». Хотя юморить у меня не было никакого повода.

Но у одного коллеги по цеху эта миниатюра вызвала резкую неприязнь. «Права людей без конца нарушают, а ты хочешь нас вообще в рабов превратить!» – возмущался он.

А я думаю, что потому-то права и не соблюдаются, что вопрос об обязанностях даже не стоит. «Если я никому ничего не обязан, то зачем мне думать о чьих-то правах? У меня есть права, про свои обязанности я ничего не слышал, поэтому я и буду отстаивать свои права. А другие пусть отстаивают свои». Вот такое руководство к действию вытекает из внутренней государственной политики! Недаром среди нашей молодежи имеет хождение «максима»: «Я никому ничего не должен!»

«Сейчас много говорят о защите прав ребенка, – рассуждает председатель ассоциации психологов Башкирии Евгения Крашенинникова. – Большинство детей сейчас свои права знает, а обязанности – нет. У меня был на приеме 10-летний мальчик. У него родители в разводе. Как только мама начинает что-то требовать, он сразу звонит папе: «Приезжай, нарушаются права ребенка». В школе доводит учительницу до слез. А она даже прикрикнуть на него не может, так как в ответ услышит: «А вы не имеете права повышать на меня голос».

В былые же времена так усердно защищать свои права, городить огороды, создавая целые институты правозащиты, и не требовалось, поскольку люди попросту выполняли свои обязанности.

Статистическими данными я, к сожалению, не располагаю, но уверен: в современной России права нарушаются значительно чаще, чем в Советском Союзе и царской России. И лишь потому, что официально, на государственном уровне, граждане наделены кучей прав, а то, что у них есть еще и обязанности, лишь подразумевается.

Когда повсюду только и разговоров, что о правах, массы проникаются убеждением, что наделены ими в избытке. Понятие же «обязанности», похоже, скоро вообще отомрет. Если никто так и не озаботится защитой обязанностей и не возникнет движение обязанностезащитников.

И если сбудется худший сценарий, думаю, что наша страна первой придет к финишу.

 

© Игорь Вайсман, текст, 2015

© Книжный ларёк, публикация, 2015

—————

Назад