Борис Малородов. Тайное становится явным

21.04.2017 21:53

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

 

В феврале 2018 года наша страна будет отмечать 100-летие создания Рабоче-крестьянской Красной Армии, сломавшей хребет человеконенавистнической гитлеровской машине в жесточайшей битве II мировой войны. А наша республика будет также отмечать и 75-летие со дня гибели её национального Героя – гв. генерал-майора Минигали Мингазовича Шаймуратова.

Общественность и население республики всё послевоенное время волнует судьба генерала М. М. Шаймуратова и причины, по которым было отказано в присвоении ему звания Героя Советского Союза, несмотря на неоднократные обращения к руководству государства, партии и в Министерство обороны.

По прошествии времён – очень часто меняется взгляд на исторические документы. Социалистическое государство часто жертвовало исторической памятью ради физического выживания. В конце 20-х годов прошлого века, ВКП(б) берёт курс на ускоренную индустриализацию страны. Одним из негативных последствий этого необходимого и судьбоносного решения – стало разорение архивов. Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (знаменитый Рабкрин) своим постановлением от 20.12.1928 г. обязал все учреждения и предприятия (в т. ч. и архивные, предназначенные для хранения исторических документов) – сдавать «лишние» документы на переработку для нужд бумажной промышленности. К 1933 году было сдано на переработку 28 миллионов дел, более половины имеющихся на тот период. Параллельно с уничтожением архивных документов, шла работа по созданию Центральных Государственных архивов.

В апреле 1938 г. архивное ведомство государства переходит «под крыло» Л. П. Берия, создаётся Главное архивное управление (ГАУ) НКВД. Основным направлением деятельности становится выявление материалов «для оперативного использования органами НКВД», т. е. для поиска компромата на «врагов народа». Архивы ВКП(б) в систему ГАУ не входили. Формально они не были государственными. Хотя партийные органы всех уровней – от «первичек» и до Политбюро – принимали и контролировали любые, общественно значимые для страны, решения.

В архивах ВКП(б) хранилась и персональная информация, определявшая судьбу миллионов партийцев. Сегодня – это Российский государственный архив новейшей истории.

С самого начала войны (1941–1945 гг.) советское руководство стремилось сформировать её официальную историю, скрыть или уничтожить документы, которые могли бы показать предательство, бездарную деятельность военного командования, реальные потери Вооружённых Сил и действия руководства советского государства, представляющие Советский Союз в невыгодном свете.

Идеологи из Комиссии по «истории Великой Отечественной войны» профессор Г. Ф. Александров и член-корреспондент АН СССР И. И. Минц говорили по этому поводу: «Поставить хранение материалов по истории Великой Отечественной войны так, чтобы никто не мог бы ими воспользоваться в ущерб делу (читай – в ущерб идеологической установке – Б. М.), не разглашать сведений и по возможности допускать к материалам меньше людей».

Идеологические схемы и вымыслы вытеснили правду истории на обочину общественного сознания.

Массовое уничтожение архивных документов в послевоенный период шло по нарастающей: в 1945 г. в макулатуру отправили 8,7 млн дел, в 1950-м – 30,7 млн, в 1959 – 87,8 млн. Под это уничтожение попадает и ликвидация в 50-х годах многочисленных списков призывников военных лет.

В 1954–1955 годах Центральный архив КГБ, хранивший подробную информацию о деятельности «компетентных органов», был почти полностью уничтожен. А уж об ущербе в постперестроечное время – говорить и не приходится, т. к. многие документы были поделены между архивами по разным принципам: территориальному, временному, тематическому, по видам документов, по принадлежности к определённому ведомству.

Надо хорошо знать историю исследуемого вопроса, чтобы понять, где могут оказаться те или иные интересующие документы.

Башкирское региональное отделение (БРО) Российской общественной организации инвалидов военной службы (РООИВС) «СОДРУЖЕСТВО» с 2002 года занимается сбором материалов о 112-й Башкавдивизии, её легендарном комдиве и других героях БКД.

Очень на многих документах того времени стоял гриф «секретно». Поэтому не все материалы были доступны для изучения и на многие обращения из общественных и государственных структур республики были получены отказы в выдаче информации.

Именно эта общественная организация обратилась ЦГА ОО РБ (вх. № 361/10-10 от 15.11.2013 г.) сделать ещё один запрос в Российский Государственный Архив новейшей истории (РГАНИ), т. к. предыдущие запросы, сделанные ЦГА ОО РБ ещё в 2000 и 2002 годах, не прояснили затрагиваемых вопросов.

В своём ответе на письмо БРО РООИВС «Содружество» – ЦГА ОО РБ уведомил, что по уточнению сведений, касающихся 112 Башкавдивизии и генерала Шаймуратова – 19.12.2013 г. направлены письма в РГАНИ, ЦАМО РФ и МО РФ. При этом ЦГА указал: «В случае получения ответа от этих учреждений, Вы будете проинформированы».

И вот, наконец-то, ответы по указанным запросам ЦГА ОО РБ – получил. В них содержатся и уже имеющиеся сведения, но есть и документы, требующие осмысления.

Проводимая в республике акция по сбору подписей населения за присвоение генералу М. М. Шаймуратову звания Героя России – должна иметь своё логическое завершение: правильно и грамотно оформленные документы для представления генерала Шаймуратова к награждению. Полученные материалы должны в этом помочь. Жалко упущенного времени, т. к. присланные документы были рассекречены ещё в 2006 году. За прошедшее время можно было многое выяснить, уточнить и согласовать множество деталей оформления наградных документов.

Впереди всем заинтересованным в этом вопросе людям и организациям – предстоит ещё много работы.

Тем не менее определённые результаты уже есть: был найден и доставлен в Уфу (передан в Нацмузей) орден Красной Звезды М. М. Шаймуратова, которым он был награждён за бои под Тербунами (Указ ПВС СССР был подписан 14.02.43 г.).

 

© Борис Малородов, текст, 2017

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад