Евгений Юрченко. Катастрофа Ил-18. Тикси

16.02.2017 11:29

АВАРИЯ САМОЛЁТА ИЛ-18 RF-91821. ТИКСИ

 

 

18.12.16 г. армейский самолёт Ил-18 стартовал в Канске с посадкой в Екатеринбурге и далее в Булунский район Якутии с целью доставки смены военнослужащих из нескольких частей Екатеринбурга, Каменск-Уральского и Челябинска в воинскую часть, расположенную под Тикси. На борту находились военнослужащие, офицеры (32 человека) и 7 членов экипажа.

Командир корабля 44-летний Андрей Логвинов. Общий налёт – более 3000 часов, это не много для таких самолётов.

Это доказано случившимся!

2-й пилот л-т Игорь Ахтулов, майор Юрий Михайлович Семёнов, ст. лейтенант Александр Павлов, бортовой радист Владимир Петухов, механик Валерий Панов, Сергей Станиславович Гардеев.

Экипаж не вышел на связь в 11.35. Организованными поисками самолёт был обнаружен в 12.50.

Первым место аварии обнаружил пилот «Полярных авиалиний» Хачатуров – как сообщил Гендиректор компании Тарасов.

Первой причиной была названа нехватка топлива!

При подходе к Тикси, в 11часов 45 минут, по необъяснимым пока причинам, борт RF-91821 совершил аварийную посадку в 29 километрах от аэродрома на близлежащие сопки. От удара самолёт развалился на 3 части. Предварительно утеплённая команда спасателей, – зима, температура под минус 30 градусов, – эвакуировала пассажиров и экипаж. Все живы, пострадавших 16 человек, с переломами, доставлены в больницы, троим потребовалась операция (данные на 19.12.16 г.).

Главный врач центральной Булунской больницы Алла Андреева: «Доставлены в больницы 38 человек, 4 крайне тяжёлых, прооперированы. Проблемы обозначились отсутствием вертолётной посадочной площадки у больниц, острой нехваткой крови разных групп. Многопрофильные, местные и прибывшие бригады медицинских работников, в течение нескольких дней без отдыха работали, оперировали, вправляли, спасая жизни попавших в аварию людей!»

 

Это факты. Теперь о причинах.

Никакие метеоусловия, встретившиеся этому типу самолёта, на эшелоне, не могут быть оправданием для самовольного снижения, изменения эшелона без согласия или указания диспетчера, руководящим в данной зоне ответственности.

Нельзя ссылаться на боковой встречный ветер большой скорости, чтобы изменить эшелон без согласования с землёй.

Почему экипаж оказался в таких условиях, до прохода привода аэропорта? Никаких докладов об условиях полёта, отказах диспетчеру не было. Нельзя исключать связь борта со своими сослуживцами на своей военной частоте, получение информаций, указаний?! И все догадки знающих всё журналистов, экспертов о бури на пути самолёта, беспочвенны.

И все скоропалительные версии, объявления, о погибших 27 и 5 выживших – не допустимы. Ил-18 самолёт своего времени, безопасный, надёжный, 4 двигателя! Мог продолжать полёт и на 2-х двигателях, в зависимости от загрузки. Гарантия тушения пожара, рассчитанная на все двигатели, легко могла справляться с пожаром одного! Вспомним перелёт лётчика-испытателя Коккинаки без посадки до Иркутска! И ещё – это очень красивый самолёт!

 

Хорошо, что Министерство обороны вовремя доложило – 39 и все живы!

Да, о причинах! Кто может быть виноватым, если не хватило топлива? Все расчёты по топливу, загрузке, маршруту и всём остальном выполняют члены экипажа! Время полёта известно. Загрузка – самолёт пустой. 34 военных летели на смену своей части, заправляйся сколько нужно!

«Очевидец» (да, он сидел на гребне сопки, в 30 км от города, с фотоаппаратом, и ждал появления снижающегося самолёта) передал – горел левый двигатель, даже сфотографировал, на снимке показан горящий правый.

Глава Булунского Улуса Игорь Кудряшов: «Идёт обыск судна»?!..

Официальный представитель Минздрава Олег Салагай: «Доставлены в больницы 34 человека, 28 тяжёлых, 6 крайне тяжёлых».

Главный врач больницы Алла Андреева: «Пострадавших распределяем по отделениям – реанимация, помощь, переломы позвоночника, сотрясение мозга».

А теперь, как всё было на самом деле. Нужно понимать, если прогнозируемая нижняя кромка облаков находится на высоте 200 м, то она, в основном, горизонтальна. И вся поверхность земли на этом уровне и выше находится в облаках с видимостью до нуля! Снижение самолёта оправдано только по схеме захода и снижения аэропорта, чтобы оказаться над приводной радиостанцией на определённом расстоянии и высоте, т. е. снижаться по глиссаде, или иной предусмотренной схеме.

Иное противозаконно!

Можно допустить, экипаж мог ошибиться во времени прибытия на привод А/п Тикси.

Из-за очень сильного встречного ветра на эшелоне, по расчёту прибытие предполагалось в 11.30, на связь борт не вышел в 11.35. В расчётное время экипаж приступил к снижению, используя показания локатора «Эмблемы», хорошо просматриваемой картинки. С таким расчётом, чтобы подойти к аэродрому в определённое штурманом время. Снижаясь в облаках, резким переводом лопастей винтов, с большого на малый шаг (изменением режима), экипаж боролся с их обледенением. Между слоями пытался очистить ото льда лобовые стёкла фонаря.

Расчёты прибытия на привод оказались ранними по времени, разница достигала нескольких минут.

На эшелоне перехода по команде командира корабля экипаж перевёл высотомеры на давление аэродрома. На предполагаемом расстоянии 20 км, вместо 4-х по схеме, экипаж, снижаясь в облаках, увидел перед собой сопки, уже не мог исправить ошибку в расчётах высоты и времени. При ударе о землю на самом гребне сопки, с большой вертикальной скоростью, тяжёлые двигатели обломили оба крыла самолёта. Фюзеляж по снегу скользнул вниз по склону, разрушился на 3 части. При движении по резким неровностям, как по оврагам, пассажиры получили тяжелейшие травмы – переломы ног, рук и травмы головы.

Организованными поисками (повторюсь), упавший самолёт был обнаружен в 12.55 пилотом «Полярных Авиалиний» Хачатуровым.

 

Генеральный директор компании Тарасов предположил причину – нехватку топлива, что очень сомнительно.

Любой отказ такого самолёта предусматривается аварийными системами, и не является причиной экстренной посадки вне аэродрома. Было бы правильным решением экипажа, при возникновении любых проблем, метеоусловий, возникших отказов, вовремя уйти на запасной аэродром с безопасной посадкой.

 

© Евгений Юрченко, текст 2017

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад