Игорь Вайсман. Что такое хорошо?..
06.02.2015 13:14ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО
В свое время Владимир Маяковский написал для детей стихотворение, ставшее классикой отечественной детской литературы, название которого я рискнул вынести в качестве заголовка данной статьи. Но речь в ней пойдет не о детях, а об очень взрослых людях, которые, представьте себе, путаются в понятиях, что хорошо, а что плохо. И, что самое интересное, таких людей, наверное, большинство. Себя я, кстати, из этого большинства не выделяю. Но, почитав кое-что из наследия великих мудрецов, я переосмыслил ряд, казалось бы, давно известных истин. А поскольку не все, увы, обращаются к наследию учителей человечества, я посчитал уместным опубликовать эти заметки.
До начала 90-х годов прошлого века общественная мораль в нашей стране утверждала, что человек должен быть скромным. Но после небезызвестной «рыночно-демократической» революции 1991 года скромность стала чем-то ветхим и устаревшим, уделом «лохов». Положительными качествами стали считать напористость, активность, предприимчивость и даже наглость. К известному выражению «скромность украшает человека» добавили: «но только такого, у которого нет других достоинств».
Многие молодые люди и убеждены в правоте современной тенденции, именно потому, что она современная, а не старая, как они считают. И еще потому что «современным» способом можно добиться гораздо большего.
Действительно, есть такое выражение: «наглость – второй талант». И наглые люди часто добивались большего. Вот только, если все станут стремиться быть такими, то люди просто перегрызут друг друга и наша цивилизация исчезнет.
Иногда скромность путают с застенчивостью, но это разные понятия. Застенчивость – разновидность нерешительности, это когда человек просто так, без серьезной причины, стесняется что-то сделать. Причем себе же во вред. Застенчивость – губительное качество для человека, особенно в таком безжалостном обществе, в котором мы живем.
Психологи считают застенчивость отрицательным качеством и относят ее в группу так называемых «эмоциональных нарушений деятельности», наряду с испугом, растерянностью и напряженностью.
Скромность же – осознанное качество благородных людей. Оно проявляется, например, в том, что человек превосходит окружающих интеллектом и другими достоинствами, но не подчеркивает этого, не зазнается, ведет себя со всеми, как с равными, не привлекает к себе повышенное внимание и т. д. Скромность вполне может сочетаться в одном человеке и с активностью, и с предприимчивостью, и с настойчивостью, но только не с наглостью.
Вряд ли найдется много людей, которые скажут, что зависть хорошее качество. Завистник традиционно изображается злым и ненавидящим, готовым мстить и совершать другие предосудительные поступки против людей, которые ничего плохого ему не сделали, а просто в чем-то оказались успешнее его.
Такой зависти я, к счастью, никогда не испытывал. Но заметил, что неоднократно завидовал тем, кто меня превосходит в той области, где мне бы не хотелось кому-то уступать. При этом я не испытывал к таким людям никаких негативных чувств. Напротив, я их очень уважаю, и как раз за то, что они превзошли меня. Мне все время хотелось догнать их. Получается, что та зависть, которую я испытывал, становилась стимулом для моего профессионального роста.
А вот что обо всем этом пишет психотерапевт и автор многих книг Анатолий Некрасов: «В детстве именно зависть заставляет ребенка чему-то учиться у более взрослых, подражать им. Зависть – это естественное чувство, которое заставляет стать лучше, добиваться цели и т. д. Когда детям позволяют свободно выражать зависть, они проживают ее в детстве и во взрослой жизни, как правило, ее уже не проявляют. Они научились ее превращать в устремление, в активность, в созидательные желания.
Когда ребенка приучают к тому, что зависть – это плохое чувство, что завидовать нельзя, он не проживает ее, зажимает это не реализованное чувство, и оно во взрослом состоянии превращается в ревность. Ревнивый человек – незрелый человек».
Многие люди, особенно в наше чуждое романтике время, считают, что мечтать – бесполезное занятие. Над мечтателями нередко смеются и в назидание приводят хрестоматийный образ Манилова из романа Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Но Манилов – это крайняя форма мечтательности, доведённая до абсурда. Умеренно же мечтать, по мнению специалистов, не только не бесполезно, но даже и необходимо. Об этом хорошо сказал Генри Дэвид Торо: «Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание».
При желании наши мечты можно осуществить. «Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придёт к нему в самый обычный час и совсем неожиданно», – пишет Г. Д. Торо.
Слово «насилие» однозначно воспринимается как очень негативное. Но можно привести примеры, когда насилие оправдано и, более того, без него не обойтись. Любой руководитель прибегает к насилию в отношении к своим подчинённым, т. к. нередко против их желания принуждает их соблюдать заведённый на данном предприятии порядок. Школа – это насилие длиной в 11 лет. Государственное законодательство – насилие над гражданами, длящееся всю их жизнь. Насилие со знаком плюс встречается и в быту, чаще всего в отношении родителей к своим детям. Но не только.
Почти всю человеческую историю среди людей самых разных народов особым почётом пользовались герои. Только в наше рыночное время они уступили пьедестал бизнесменам, олигархам, а порой и бандитам.
Люди, придерживающиеся традиционной морали, осудили такой перекос идеалов. Однако героизм с позиций мудрости тоже вызывает вопросы. Геройский поступок на первый взгляд, если о нём особо не задумываться, у человека воспитанного в традиционной системе ценностей, вызывает восторг и восхищение. Однако анализ героических поступков показывает, что многие из них были неоправданными и бездумными. То есть, их можно было избежать и решить возникшую конфликтную ситуацию без риска, без жертв и без геройства. Но герой плохо подумал и принёс себя в жертву. Такой героизм с позиций мудрости и здравого смысла можно назвать неумным или неоправданным героизмом. И примером для подражания он быть не может.
Но когда герой приносит себя в жертву обдуманно, когда на самом деле другого выхода не было, он совершает настоящий героический поступок, достойный человеческой памяти.
Триста спартанских воинов, ценой смерти задержавших огромное персидское войско у Фермопил, – это настоящие герои. К таковым видимо следует отнести и Ивана Сусанина, пожертвовавшего собой, заведя польское войско в лесную глушь. Или герой романа Стивена Кинга «Армагеддон», ценой своей жизни спасший нашу планету.
Так что героизм героизму – рознь: каких-то героев необходимо внести в энциклопедии, а каких-то правильнее просто пожалеть.
Что такое удачливый человек и неудачник? Правильно ли мы понимаем эти понятия?
В нашем обществе сформировалось мнение, что удачливым следует считать человека, который имеет семью, престижную работу и материальный достаток. Тот же, кто этого не имеет или у кого в этих областях не все в порядке, тот – неудачник. Считается, что неудачник прожил жизнь зря, а удачливый – хорошо и правильно.
Однако, рассуждая на эту тему, глава Русской православной церкви Кирилл отметил, что такой подход совершенно не верен. «У каждого человека свой путь, он может быть лишен и личного счастья и материального достатка, и высокого положения в обществе. Путь каждого – это крест, который нужно нести через всю жизнь. Этот крест нельзя ни сбросить, ни переложить на другого. Удачливым можно считать только того, кто достойно прошел свой путь, кто осознал его, жил по совести и в согласии с людьми, с природой и Богом. А неудачник – тот, кто прожил жизнь, не осознав этого. Можно никогда не испытывать проблем в личной жизни, жить в полном достатке до самой смерти и при этом быть неудачником». Это утверждение можно подтвердить многими примерами из жизни известных персон.
Согласно выводу, сделанному когда-то великим философом Бенедиктом Спинозой, главный интерес, которым живёт каждый нормальный человек, заключается в максимальном развитии своих задатков и способностей и осуществлении себя как личности.
Ранее, в течение многих веков господствовала другая точка зрения, идеологию которой наиболее полно выразил Жан Кальвин. Она утверждала, что человек должен подавлять свой личный интерес и быть инструментом для божественных целей.
В наше время практически каждый убеждён, что разделяет взгляды Спинозы, а не Кальвина, и живёт в полном соответствии с ними. Однако, как совершенно справедливо заметил философ Макс Вебер и наш современник Павел Гуревич, современные люди, сами того не осознавая, скорее живут по Кальвину, чем по Спинозе, полностью извратив смысл его идеи. Только вместо воли Бога они подчинили свою личность, свою жизнь и всё своё время погоне за материальным успехом, безразмерному рабочему дню, экономии и т. п. Средневековый монашеский аскетизм, отмечал Макс Вебер, был заменён мирским аскетизмом души, с позиций которого личное счастье, земные радости и духовное самосовершенствование более не являются целью жизни. «Современный человек, – пишет Павел Гуревич, – живёт в соответствии с принципом самоотрицания…Он полагает, что действует ради своих интересов, когда на самом деле его первостепенная забота – это деньги и успех; он обманывает сам себя в этом смысле, что его наиболее важные, значительные возможности остаются нереализованными, и он теряет себя в поисках того, что как он считает, является для него наилучшим».
П. Гуревич отмечает, что у современного человека чрезвычайно сузилось понятие собственного Я. В прежние времена считалось: «Я есть то, что я думаю». Сейчас – другая формула: «Я есть то, что я имею (обладаю)». «Я» стало совокупностью всего, что человек может назвать своим: собственным телом, душой, домом, машиной, одеждой, женой, детьми, работой, счётом в банке и т. д.
Один мой знакомый, предприниматель в области сетевого маркетинга, добился весьма неплохих успехов. Однако, по своей природе, он отличается более широкими интересами и весьма глубоким интеллектом. Другими словами, его Я – нечто большее, чем его бизнес. И это однажды проявилось в том, что он вдруг стал писать стихи. Причём очень глубокого содержания и прекрасные по форме. Самый искушённый и самый строгий в нашей республике литературный критик Александр Касымов не сделал ни одного замечания его стихам. Это при том, что практически у каждого начинающего поэта он находил массу недоработок. Однако мой знакомый вовсе не собирается где-либо публиковаться и по-прежнему занят по уши своим бизнесом.
Я пытался убедить его в том, что он попросту гробит свой талант, став заложником делания денег, и что его стихи – куда большая ценность, нежели коммерция. Но в ответ на мои логические доводы он отвечал, что я просто не представляю, какое это серьёзное дело – бизнес. Выходит, свой поэтический дар он считает чем-то несерьёзным. Его ещё можно было бы понять, будь он единственным кормильцем в семье. Но его жена занимается тем же бизнесом и ничуть не менее успешно. Поэтому он вполне мог бы себе позволить «ослабить вожжи» и уделять больше внимания поэзии.
В одной из древних китайских книг написано: «Вещи, достигнув своего предела, переходят в свою противоположность».
Так, чересчур развитая скромность переходит в другое качество – заниженную самооценку. А это уже отрицательная черта. Когда у человека заниженная самооценка, он занижает планку своих целей и, следовательно, не реализует себя полностью. Он, по словам известного психолога Кеннета Кристиана, проживает «усечённую версию своей жизни», теряет свою сущность, лишается способностей и своего «Я».
Казалось бы, какое замечательное качество – увлеченность своим делом, но когда она сверх меры, человек теряет душевное равновесие. Его семья и другие близкие люди страдают от отсутствия внимания с его стороны. Его считают «чокнутым эгоистом». Такая страсть может привести к полному одиночеству.
Забота о ближнем считается безусловным положительным качеством. Однако, по мнению известных психологов, люди, злоупотребляющие этим, совсем забывают о себе и, по сути, живут не своей, а чужими жизнями. Недаром в Библии говорится: «Возлюби ближнего, как самого себя», но не больше.
Необходимо помнить: все хорошо в меру, любое положительное качество, развитое сверх меры, становится отрицательным. Нужно всегда стараться придерживаться золотой середины.
© Игорь Вайсман, текст, 2015
© Книжный ларёк, публикация, 2015
Теги:
—————