Игорь Вайсман. Консолидация общества

13.11.2014 11:03

КАК КОНСОЛИДИРОВАТЬ НАШЕ ОБЩЕСТВО?

Комментарий к Посланию президента Башкортостана Рустэма Хамитова Госсобранию республики

 

«Разговоры о «закручивании гаек» тщетны,

потому что у власти нет «гаечного ключа».

Виктор Коклюшкин, писатель

 

Когда читаешь официальное обращение высокопоставленного лица, крайне редко получаешь от этого удовольствие. Как правило, такое случается при изучении речей исторических личностей, но никак не наших современников. Однако, в Послании президента Башкортостана Рустэма Хамитова Госсобранию – Курултаю республики в конце декабря 2013 года содержатся мысли, которые я даже выписал.

 

 

Сколько помню, с достопамятного 1991 года у нас наверху только и разговоров, что о приоритете экономики, росте ВВП, о благосостоянии граждан, увеличении зарплат и т. п. Качество жизни в представлении первых лиц государства измеряется количеством и стоимостью личных автомобилей, степенью упитанности граждан и денежной суммой, которую они оставляют в супермаркетах. Вот свежий пример. Василий Симчера, экс-директор НИИ статистики РФ в последнем номере «Аргументов и фактов» за прошлый год проанализировал, как наша страна изменилась за 100 лет. На что же он обращает внимание? «Уровень жизни россиян вырос, по разным оценкам, в 15–25 раз. Потребление непродовольственных товаров и услуг в период с 1913 по 2013 годы росло высокими темпами. По ключевым позициям (ткани, одежда, обувь) рост превышает 10–15 раз. Средний россиянин стал есть в разы больше мяса, сахара, растительного масла, рыбы». Ну, и все в таком духе. При этом автора материала ни в малейшей степени не интересует насколько изменился духовный облик наших соотечественников за те же 100 лет. О чем думали, что читали, о чем мечтали, к чему стремились россияне 100, 50 лет назад и в наше время? Эти вопросы остаются за кадром, как что-то несущественное, пренебрежимо малая величина.

Между тем, похвастаться здесь особенно нечем. Представители культуры и Русской православной церкви более двух десятилетий бьют тревогу в связи с духовным и нравственным оскудением россиян, наступившим именно после «славного» 1991 года. «Сегодня мы плаваем в море разбитых ценностей без ориентиров», – констатирует писатель Виктор Ерофеев. «Все явственнее проступают знаки нравственного вырождения россиян, оскудения их интеллектуальных запросов, – пишет публицист Шамиль Абдурашитов. – Охвачены этим недугом не только отдельные индивиды, но и российское общество в целом, начиная от властных верхов и элит всех сословий до самого низа». «Страх в том, – продолжает социолог Даниил Дондурей, – что в современном мире на нас надвигается тьма: мы страдаем от гигантского дефицита моральных норм. Общество в условиях свободы не имеет прежних регуляторов, таких как гуманистическая идеология, церковные догматы или культ благородного рыцаря. Телевидение как институт сейчас в десять раз мощнее, чем православная церковь. Поскольку общественные скрепы невероятно расшатаны, в роли универсального мерила всякой деятельности выступают деньги». «Потребительское отношение ко всему и вся, погоня за наживой, попрание всех моральных ценностей – все это стало нормой нашей жизни, – говорит актер Сергей Безруков. – Мы все время опасаемся какой-то угрозы извне, боимся, что нас кто-то может разрушить, и не понимаем, что разложение, разрушение происходит внутри страны. Мы сами это делаем!» «Общество заблудилось в словах и лозунгах, – продолжает кинорежиссер Алексей Герман-младший. – Мы – страна растерявшаяся. Мы запутались. Страна попала в заколдованный замкнутый круг. Мы не придумываем ничего нового. Разрушены глубинные коды социального поведения. Как поступать правильно? И, главное, зачем? Консолидации нации так и нет. У нас общество болтологии. Все болтают – как вместе сделать так, чтобы жить стало лучше. Но при этом в стране уже нет базовых понятий “хорошо” и “плохо”, есть лишь тактические ситуации».

 

 

И вот президент Башкортостана заговорил о качестве жизни, подразумевая не одну лишь материальную сторону, об общекультурном кругозоре наших граждан, об их духовных притязаниях, нравственном здоровье и активной гражданской позиции. Заговорил о консолидации нашего общества, о том, что его необходимо подвигнуть к большим свершениям.

Это удивляет и радует. Но, в то же время, приходится признать, что все сказанное Рустэмом Хамитовым воспринимается скорее как пожелание, как прекрасная мечта и не более. Потому что рычаги, механизмы и человеческий материал, с помощью которых он собрался осуществить задуманное, честно говоря, не просматриваются. Ибо все это отнял у него (и не только у него) все тот же 1991 год.

Кто такой президент? Всего лишь гарант Конституции, слуга народа. Что он может в таком случае? А что представляет собой человеческий потенциал? Отдельных, ничем не связанных людей, частных собственников, потребителей, владельцев прав, отдельные атомы. Кто же будет осуществлять «региональный прорыв, менять массовый образ мышления, формировать новую среду»? Мыслимо ли «добиться искреннего стремления каждого к активному участию в общественной работе»? Захотят ли испорченные свободой люди консолидироваться во имя высокой цели, как это было в советские времена? Напрягаться, вкалывать за идею, за общество? В это довольно сложно поверить. Когда людям постоянно вдалбливают, что права граждан – наивысшая ценность, а об обязанностях не говорят ни слова, то зачем им думать об общем благе? Своя-то рубашка ближе к телу! С какого перепуга они вдруг бросятся двигать республику вперед, если два десятилетия кряду телевидение вымывает из них последние остатки нравственности? Если вместо «Марша энтузиастов» и «Широка страна моя родная» изо всех динамиков несется «Муси-Пуси» и «Ты целуй меня везде»?

История, жизнь, практика, статистика более чем убедительно говорят о том, что большинство из нас сложным путям предпочитает легкие. Как выразился кинорежиссер Андрей Кончаловский, «наверх ведет узкая горная тропинка, а вниз – широкая ровная дорога». Люди предпочтут развлекаться и прожигать свою жизнь, чем строить новую республику. А над потугами «строителей» будут смеяться и называть их лохами.

Недавно один умный человек заявил в СМИ, что консолидировать наше общество можно лишь в случае падения на Землю огромного метеорита или нашествия инопланетян. Других сил, способных повернуть «свободного» гражданина от его частного мирка в сторону служения обществу, не существует.

Поэтому, если говорить о реальном осуществлении предложений президента Башкортостана, то вывод напрашивается только такой: надо отказаться от либеральной демократии в пользу авторитарного государства; права граждан уравновесить обязанностями; а жизнь граждан рассматривать как служение и стремление к совершенству, а не потребительство и накопление богатств.

Вполне допускаю, что президент республики думает так же. Но сие ему не под силу. Как и президенту России. Разве олигархи, держащие страну в руках, которых существующее положение дел более чем устраивает, позволят такое? А Запад что скажет? И какие санкции применит?

 

 

Хотя, если смотреть правде в глаза, в сравнении с авторитарным государством западная демократия выглядит очень бледно. Каким гигантом был Советский Союз, какими темпами развивался! А какой могучей страной была довоенная Германия! И о чем говорят успехи современного Китая? Три разные авторитарные страны в разное время трижды доказали свое полное превосходство над либеральной демократией – о чем тут еще говорить! Да и при кайзере Германия была очень мощным государством. И царская Россия по темпам экономического роста была первой в Европе.

То, чего добился современный Китай – это только начало. Я не сомневаюсь, не пройдет и 10 лет, как эта страна оставит позади весь мир и будет всем диктовать свои условия. Китайцы поняли, что у них есть рычаги для небывалого прорыва. А у стран либеральной демократии их нет. Имя этим рычагам – авторитарная власть. И если в России и на Западе не хотят этого понять, значит быть нам всем рабами Китая.

Либералы, говоря о падении советской державы, любят повторять: «Коммунистическая система не выдержала конкуренции с западной и рухнула». Они ошибаются. Соревнование продолжается. Только место Советского Союза, променявшего свое величие на колбасу, занял Китай, который и похоронит либеральную демократию полностью и окончательно.

 

 

Возвращаясь к тому, с чего начал, следует, наверное, поискать какой-то другой путь к тому, чтобы реализовать намеченное башкортостанским президентом. Коли уж российскому руководству так приглянулся существующий политический строй. И я думаю, если такой путь и существует, то только один. И поднять республику он поможет лишь отчасти.

К счастью, среди нас сохранился очень небольшой процент энтузиастов, готовых положить жизнь за общество. Вот их-то и можно консолидировать. И, судя по всему, нужно. Думаю, президенту Хамитову следует собрать их всех вместе, назначить каждому самую обычную зарплату – 10–15 тысяч в месяц, наделить полномочиями и с их помощью направить корабль республики к звездам. А государственные чиновники, которые по долгу службы обязаны этим заниматься, да не хотят, пусть продолжают жировать, раз уж сладить с ними никак нельзя. Главное, чтобы не мешали.

 

© Вайсман Игорь, текст, 2014

© Книжный ларёк, публикация, 2014

—————

Назад