Ильдар Атауллин. В ожидании северного пушного зверька
24.10.2017 21:48В ОЖИДАНИИ СЕВЕРНОГО ПУШНОГО ЗВЕРЬКА
«Пока вопросов больше, чем ответов. Будем надеяться, что кому-то повезет сделать снимок этого загадочного животного или зафиксировать следы его деятельности, найти другие доказательства его обитания».
Михаил Косарев,
директор заповедника «Шульган-Таш»
Его никто не ждал, но он пришел…
В крайний раз следы пребывания этого зверька в наших лесах фиксировали четверть века назад возле села Мраково и в Ишимбайском районе Башкортостана. И вот, вновь, некоторое время назад сначала житель села Мраково Евгений Симонов сообщил о том, что встретил в лесу следы этого редкого животного. Далее в 2013 году лесничий Кананикольского лесничества С. Гаврилов наблюдал около д. Бердяш Зилаирского района республики это животное переходящим дорогу. Осенью 2016 года охотник из г. Кумертау И. Авдонкин с попутчиками стали свидетелями, как лайка облаивала этого зверя около дороги в 4 км от д. Сюрень Кугарчинского района.
В ноябре 2016 года работники национального парка «Башкирия» Г. Чуманов и В. Самохин отметили следы этого же зверя близ бывшей деревни Суюшево Кугарчинского района, через месяц житель д. Кутаново Ильяс Хуснетдинов видел такие же следы в 8 км к востоку от Суюшево. В мае-июне 2016 года бортевики Ахтям и Акрам Исянамановы во время оснащения бортей дважды обратили внимание на странные перекошенные следы медвежонка с необычно расположенными длинными пальцами в центре заповедника «Шульган-Таш». Ну и в мае 2017 года специалист информационно-сервисного центра «Кашаля» Диля Хуснетдинова в полдень практически в упор наблюдала переходящее дорогу животное в полутора километрах от деревни Максютово.
Так вот ты какой, северный пушной зверек!
Так о каком же северном зверьке, напоминающем косолапого медвежонка, идет речь, спросите вы. Неужели приполярные песцы из народного фольклора так мутировали вследствие дурной экологии или тихушных радиоактивных выбросов?
Наш зверек, конечно же, не мутировавший «северный пушной зверек» из народного фольклора, приход которого всегда неожиданный и вызывает бурю эмоций и переживаний. И, тем не менее, его появление вызвало заметное оживление среди местного населения и специалистов заповедных краев Башкортостана. Ведь обитал он в наших лесах несколько веков назад. Затем, как и ряд других животных, либо был истреблен, либо ушел из этих мест.
Речь идет о росомахе – хищном млекопитающем семейства куньих весом от 9 до 25 килограмм с очень характерной внешностью. Напоминает, как отмечалось выше, медвежонка с большим хвостом, крупными лапами и головой соболя. Имеет длинный «неопрятный» мех коричневого окраса нескольких оттенков, на спине он темнее. Распространена в тайге, лесотундре и отчасти в тундре Евразии и Северной Америки. Часто встречается в Сибири и на Дальнем Востоке. На глаза человеку попадается крайне редко. Кормиться предпочитает в сумеречный период. Обладает острым зрением, легко лазит по деревьям, логово устраивает в укромных местах. Часто питается падалью, ловко уводит приманку из самоловов охотников.
Появление росомахи в заповедных лесах Башкортостана хороший симптом. Наряду с восстановлением популяции тех же маралов, которых некоторое время назад пришлось завозить аж с Алтая, это говорит о многом. Заметно увеличилось и присутствие бобров, сурков и кабанов в лесных чащах. Будем надеяться, что сей пушной зверек обретет в наших заповедных лесах долгожданный «потерянный дом». И вслед за ним появятся и другие столь же редкие животные, некогда обитавшие здесь.
© Ильдар Атауллин, текст, 2017
© Книжный ларёк, публикация, 2017
Теги:
—————