Лэйла Рахматуллина (Салих). Чудище

11.03.2016 23:53

ЧУДИЩЕ

 

Довоенное детство миллионов мальчишек и девчонок не было столь ярким и счастливым, как сегодня. Страна восстанавливалась после Гражданской войны. Холод, голод и разруха не сломили волю детей к жизни, напротив, закалили их. Детство есть детство. И тогда дети играли в войну, в прятки, догонялки, разыгрывали друг друга, придумывали смешные обидные клички. Вечером, сидя у костра в ночном дозоре, когда на вольных пастбищах паслись табуны лошадей, мальчишки наперебой рассказывали разные страшные истории, наполовину сочиняя их, чтобы добавить перцу для пущего страха. Они верили в чудо, жаждали приключений, подвигов.

И вот однажды, прослышав, что в лесу, у самого болота, поселилось страшное Чудище, деревенские ребятишки решили немедленно отправиться туда. С вечера подготовили лопаты, вилы, веревку и собрали кой-какую провизию. Рано утром, как только прокричал охрипший петух, ничего не сказав родителям, они поспешили в путь.

Солнце еще не спешило вставать, оно нежилось в мягких пушистых облаках и не провожало храбрецов.

Путь предстоял недалекий, но опасный. Это понимали Мурат и Рим, которые были чуть постарше остальных – им было почти по 9 лет, остальные трое считались мелюзгой, самому младшему, Азату, было 7. По дороге они распределяли обязанности по захвату неизвестного объекта. Самые сложные моменты ложились на плечи старших, а остальные были на подхвате.

Вот и закончилась знакомая тропинка – ребята вошли в лес. Он встретил их приветливо – ароматами душистых цветов и ягод, пением птиц и утренней прохладой. Где-то по-хозяйски стучал дятел, куковала кукушка... Мальчики шли молча, не оглядываясь, пробираясь сквозь девственные кружева огромных папоротников. А лес манил их все дальше и дальше.

 

Вскоре они вышли на лесную полянку, сплошь усыпанную ягодами, полевыми цветами и бабочками. «Ух ты!» – воскликнул Азат и начал отправлять в рот ягодку за ягодкой. Ему последовали другие. Ребята увлеклись. Еще бы, близ деревни нет таких ягодных мест. Как только наступает ягодная пора, все – от мала до велика – наполняют свои лукошки, ведь и скот топчет, и солнце выжигает – причем не только ягоды, но даже листья.

На зов Мурата сбежались все дети, но не было среди них самого младшенького, Азата. Они начали кричать, звать его: «А-зат, А-зат!» И эхо вторило им: «Назад! Назад!» Но он не отзывался, будто сквозь землю провалился.

На поиски Азата ушел весь день. Голодные, уставшие, они решили немного подкрепиться и остановились. «Братцы, болото! – осторожно произнес Ильгиз. – Смотрите, почва влажная!» Ребята огляделись по сторонам и увидели котомку старого охотника Тимерьяна. Все оживились. «Так значит, именно здесь, на Шафрановом болоте, Тимерьян-бабай увидел Чудище! – воскликнул Карим. – Он рассказывал, что оно запуталось в кроне свалившегося от удара молнии дерева. Так вот оно, это дерево!» – шепотом добавил он. Теперь все поверили, что Тимерьян-бабай не врал, когда говорил, что Чудище тяжело дышало, сопело и издавало истошные, но знакомые звуки, чтобы якобы привлечь к себе внимание. Так вот почему он бросил котомку и, взяв ноги в руки, бежал до самой деревни, забыв про свои годы.

 

Детей охватил ужас. Они крепко сжимали в руках свои орудия, но страх перед неизвестным был сильнее – дрожали колени, проступил холодный пот. Ребята стояли в оцепенении, ожидая встречу с Чудищем.

Вдруг совсем рядом раздался треск сухих веток, и в кусках промелькнуло нечто, густо облепленное репейником, и пустилось наутек. Мальчики, потеряв всякий страх, побросали свои инвентарь и бросились за ним.

 

Темнело. Последние лучи солнца едва проникали сквозь густые ветви деревьев и окрашивали их позолотой. Где-то досадно ухнул филин. Угомонились птицы. Затих ветер. Лес задремал.

Тем временем Азат все бежал и, громко плача, звал своих друзей. Он ни на минуту не останавливался – боялся темноты, комаров, которые тучей неслись вместе с ним, устрашающих теней, сухих пней, сучьев, которые в сумерках приобрели чудовищные очертания. Колючие кустарники дикого шиповника в кровь расцарапали его руки и все тело. Под ногами путалась жгучая крапива. Но мальчик ничего не чувствовал от страха и продолжал бежать, пока кубарем не свалился в небольшую ложбинку, наткнувшись на муравейник. И тотчас по всему телу забегали муравьи... да так, что мороз по коже. Встав с колен, Азат оглянулся по сторонам и заметил, что впереди лес заметно поредел. Неожиданная радость придала ему силы, и он изо всех сил помчался туда, где было больше неба.

И вдруг... рухнул в глубокую яму на что-то теплое и колючее. От боли и страха это неведомое существо издало истошный звук, пытаясь скинуть Азата с себя. «Чудище», – мгновенно подумал Азат и потерял сознание.

 

Ночь опускалась все ниже и ниже, украшая небо мерцающими звездами. Когда мальчик открыл глаза, увидел прямо над собой тонкий серп луны, похожий на точеную косу отца, когда они в поле косили траву. В его руках она играла и так же блестела от солнца, как этот месяц.

 

Через несколько мгновений Азат уже понял, что это вовсе не Чудище, а обыкновенный козленок, которого Фатима-эби разыскивала уже несколько дней. Он забился в угол и дрожал от холода и страха. Мальчик едва коснулся его колючек – маленький путешественник не противился. Прижавшись друг к другу, они затихли, вместе им было теплее дождаться утра.

Азат проснулся от голосов, которые звали его. Сердце наполнилось радостью. Он осторожно встал на козленка и, дотянувшись до края ямы, ловко выкарабкался наверх. Затем до пояса повис над ней и с трудом достал четвероногого узника, который и сам старался выпрыгнуть из ловушки.

Голоса приближались. Вскоре Азат увидел толпу людей и, махая руками, побежал к ним навстречу. А маленькое «Чудище», по обыкновению задрав хвостик, весело бежало за ним.

 

01.06.2013 г. Испания

 

© Лэйла Рахматуллина (Салих), текст, 2013

© Книжный ларёк, публикация, 2016

—————

Назад