Лэйла Рахматуллина (Салих). Невыдуманные истории - 2

01.11.2017 20:59

НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ - 2

 

РЯБИНОВЫЕ ВЕТОЧКИ

Из серии «Невыдуманные истории»

 

 

Как только рябину тронут первые морозы, она становится удивительно сладкой, ее можно есть как обычную ягоду, но она еще и целебная. Не зря же птицы всю долгую зиму лакомятся этими красными бусинками, которые украшают всю округу ярким огненным светом зари.

И как только наступает такая пора, к нам непременно заходит соседка, подружка моей ненейки Мактуха, и просит: «Карима, дай мне, пожалуйста, несколько кисточек красной рябины, уж больно от моих недугов она хороша». – «Конечно, – встрепенется моя ненейка, – да вот только как достать-то, высоко ведь». И они ласково просят меня: «Может, ты попробуешь, внучка, авось и получится достать-то».

Ни граблями, ни лопатами невозможно было зацепить тонкие веточки красавицы-рябины. Она так высоко вытянулась к небу, что, казалось, хочет подарить свои ягодки одному солнцу... Тогда я решила влезть на крышу бани – она у нас высокая и добротная, крыша покатая, оттуда я сброшу столько веточек рябины – всем хватит.

 

На первых порах работа ладилась. Две старушки-подружки, радуясь, бегали под крышей и собирали рябину в большой таз.

И вдруг я сама полетела вниз по скользкому, накрытому снегом шиферу и воткнулась головой в большой сугроб. Я испугалась не на шутку, когда поняла, что пушистый снег поглотил меня полностью, оставив на свободе только ноги в полосатых вязаных носках, которые как вилочки торчали над сугробом.

 

Две старушки, увидев такую картину, охая и ахая, полезли в сугроб и, ухватив каждая по ноге, вытащили меня из снежного плена.

Все были довольны, особенно я, когда вдруг сверху на мою голову посыпались валенки – не пришлось за ними лезть на крышу.

 

10.07.2013 г., Испания

 

СЛАДКАЯ НОЧЬ

Из серии «Невыдуманные истории»

 

 

То были далекие послевоенные годы. Непобедимая страна поднималась с колен, вставала на ноги. Особенно тяжело приходилось деревне. Нищета, разруха, голод гнали молодежь в города, где можно было подыскать какую-нибудь работу, чтобы как-то выжить.

Вот и Сабит с другом Талгатом решили податься в город в поисках своего счастья. Благо, у Сабита в Уфе жил его земляк Имай, где они и остановились. Первые три дня прошли бестолково – работы не было. На четвертый день отправились на рыбо-консервный завод, куда требовались грузчики, но у наших героев не было прописки. Усталые и голодные они решили заодно заглянуть и на сахарный завод. Устроиться сюда было особенно престижно, все-таки сахар, а не кирпичи. Это сладкое лакомство считалось тогда большой роскошью. Уже подходя к заводу, ощущался аромат ванили и прочих пряностей, приятно щекочущих ноздри.

Высокие железные ворота еще не были закрыты после выехавшего, груженого сахаром грузовика. Друзья спокойно вошли в настежь открытые двери и направились к главному корпусу.

Взгляд Сабита упал на раскрытые железные двери склада, где хранился сахар. Он не был уложен в контейнеры, а лежал прямо на земле огромной белой горой и удивил парнишек своей ослепительной белизной. Такого количества сахара они никогда, даже во сне, не видели. Каждый из них знал, что кусок комкового сахара поедался в семье крупинками лишь по праздникам, и хранился, если правда он был, как драгоценность. Его можно было обменять на что угодно... даже на золото.

 

Ни о чем не подозревая, друзья подошли к дверям склада, подняли по кусочку сахара, но не успели даже облизнуть, как услышали приближающиеся шаги сторожа. От испуга мальчики юркнули за дверь и стояли не дыша.

Надрывно, со скрежетом задвинулся тяжелый засов и огромный амбарный замок, раскачиваясь, повис на дверях.

Всё произошло в одно мгновение. Сабит и Талгат, не ожидавшие такого поворота дела, буквально застыли, глядя друг на друга с открытыми ртами. И какого черта они подошли к этим дверям? Зачем дотронулись до этого белого золота? Ведь можно же было повернуть все вспять – поздороваться со сторожем, объяснить ему в чем дело? Но нет, страх оказался выше разума – время такое было – смутное, тревожное, каждый спасался как мог, и никому не мог довериться.

Они растерянно стояли у подножья огромной сахарной горы, не зная что делать дальше? А что тут сделаешь? Ничего.

– Похоже, мы здесь надолго застряли, – придя в себя, огорченно произнес Талгат.

– Да, придется до утра просидеть здесь, пока опять не откроют двери, чтобы проветрить склад, – добавил Сабит и удивленно огляделся.

Единственное окно было намертво заколочено решеткой, поэтому последняя надежда, которая едва теплилась в душе, моментально исчезла.

Друзья поникли. Но белоснежный сахарный рай манил к себе и обещал сладкую ночь, и они, чуть успокоившись, сели на большие сахарные комья и стали отгрызать кусочки, поддающиеся зубам.

Темнело. Время будто остановилось. Страшно хотелось пить.

– Кому скажешь – не поверят, что мы съели столько сахару да еще и спали на сахарных горах, – попытался пошутить Сабит, но Талгат лег, прижавшись к стене, и замолчал – ему было плохо – его тошнило.

Сабит снял старый заношенный пиджак, свернул его и положил под голову своего друга. Было темно и душно. Спать ему не хотелось, поэтому он сел рядом и стал смотреть в небольшое окно, похожее на картину звездного неба, с той лишь разницей, что она была живая.

С размеченной квадратиками картины улыбалась полная луна, похожая на рыжую лисичку, свернувшуюся калачиком и поджавшую свой пушистый хвост. Казалось, она смеялась над незадачливыми друзьями. А ковш Малой Медведицы будто был наполнен ключевой водой, из него вода так и выплескивалась, мерцая звездами.

Он смотрел на эту красоту не отрывая глаз, боясь пошевелиться, чтобы не спугнуть луну, не разлить понапрасну воду из ковша... Во рту пересохло, сухой язык крепко прилип к небу. Жажда одолела настолько, что внезапно потемнело в глазах...

Наутро друзей обнаружил ночной сторож, они были без сознания. Однако никакие смягчающие обстоятельства не помогли им – их лишили свободы сроком на 3 года. Получается, сладкая ночь, проведенная на россыпях сахара, не такое уж райское наслаждение, если за него пришлось так горько платить.

 

19.06.2013 г., Испания

 

СПЕШИ МЕДЛЕННО

Из серии «Невыдуманные истории»

 

«Да, да, Марья Ивановна, я уже выхожу... Да не волнуйтесь вы, я на такси быстро доеду», – спешно проговорила Ирина и бросила трубку.

Телефонный звонок застал ее врасплох, хотя она сегодня специально встала пораньше, хотела было сделать приличный макияж, поскольку в серьезной организации, в которой она работала, была запланирована встреча с важными гостями.

Кофе остывал, но ей было не до завтрака... Минут через десять она уже застегивала сапоги и, мельком взглянув в зеркало, хлопнула дверью с такой силой, что неожиданно посыпалась штукатурка.

Каждое утро бухгалтерия напоминала улей. Все жужжали, носились со своими отчетами, планами, договорами... У нее тоже в тот день было много работы. Она закрутилась так, что забыла переодеть сапоги и чувствовала какую-то скованность в ногах. А тут еще, как на грех, заболела Татьяна Сергеевна, поэтому уважаемых гостей пришлось встречать Ирине. Она, как положено, подносила гостям горячий чай, кофе и раздавала комплименты, широко улыбаясь и пытаясь легко скользить по ковровой дорожке.

День прошел на ура. Был подписан выгодный контракт. Все остались довольны. Шеф лично поблагодарил ее за умение радушно встречать гостей... И когда она уже выходила из его кабинета, он вдруг неожиданно спросил ее: «А что, сейчас действительно модно носить разные сапоги?» – «Простите, не поняла», – недоуменно спросила она. «Сапоги, говорю, разные, теперь это что, модно?» – не унимался начальник. Ирина взглянула на свои сапоги...

Она стояла в совершенно разных сапогах: на левой ноге – зимние, а на правой – осенние. Мало того, они и по цвету были совершенно разных тонов коричневого цвета. Но самое потрясающее – один был с каблуком, а другой – почти без него.

 

Не стану описывать, какие чувства посетили ее... Она так обмякла, что еле добралась до своего кабинета. Открыв дверь, она буквально рухнула в кресло. Но минут через пять пришла в себя и начала хохотать... Хохотать тихо, чтоб никто не слышал...

И не удивительно, что в круговороте бесконечных дел, в суете мы забываем о себе, не видим окружающих... Вывод напрашивается сам по себе – спеши медленно.

Сидя в такси, Ирина прокручивала в голове весь свой день – она носилась по кабинетам, по этажам и ничуть не хромала. А узнав новость про свои сапоги, она расслабилась – и даже шагу не могла ступить. Она тщетно пыталась понять – как же это всё произошло?

А попробуй ответь на этот вопрос. Да это и невозможно – женщина всегда остается тайной.

 

28.05.2013 г.

 

© Лэйла Рахматуллина (Салих), текст, 2013

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад