Николай Выхин. Распоясавшийся букинист

17.11.2016 17:00

16.08.2015 21:03

 

РАСПОЯСАВШИЙСЯ БУКИНИСТ…

 

 

Всегда с радостью и внутренним трепетом открываю страницы «Книжного Ларька» под редакцией выдающегося нашего писателя и ученого Э. А. Байкова: здесь почти ежедневно, и в разных городах (в связи с родом моих занятий я провожу много времени в командировках) – я черпаю силы в новой и свободной, такой разной и такой увлеченной творчеством отечественной литературе. Иногда я встречают тут старых друзей, а иногда – радуюсь новым именам. Но вот – в очередной раз раскрыв «Ларёк» блистательного Байкова – я с тревогой и недоумением увидел давно знакомое имя: Александр Стрелец… Воля ваша, книголюбы, но с этим надо что-то делать, и должен, наконец, кто-то это сказать…

Я знаком с Александром Анатольевичем Стрельцом уже много лет, и нас многое связывало в области общественной деятельности. И много лет – несмотря на все мои увещевания и предупреждения – Александр Анатольевич Стрелец занимался тем, что я характеризую как ЛИТЕРАТУРНОЕ ХУЛИГАНСТВО, избрав объектом своего интеллектуального насилия кроткую и безответную сферу литературной критики…

За годы сотрудничества с газетой «Истоки» (главный редактор А. П. Филиппов, второе лицо – выпускающий редактор Э. А. Байков) – Стрелец там издал (я специально подсчитал) – 43 (!) литературно-критических очерка. Из них можно собрать книгу и продавать в разделе «самоучители» под грифом «как самому свести себя с ума».

43 полосы немалой по формату газеты – и в каждой «концептуализации, априоризации, дихотомии» и в подражание Льву Толстому вкрапление иностранных фраз! То же самое Александр Анатольевич делал в «Новой Экономической Газете – НЭГ», в журнале «Нэшинал Бизнес» и вообще везде – куда дотянется.

Стиль А. А. Стрельца неповторим и неподражаем: он подобен стилю человека, который явился на конкурс пианистов во фраке с бабочкой и вместо пальцев стал лупить по клавишам гаечным ключом… Согласитесь, меломаны не скоро забудут такого «исполнителя» фортепьянных мелодий – однако вопрос в другом: можно ли его вообще подпускать к инструменту?!

Подобно тому, как И. Бродский, чтобы избежать обвинения в тунеядстве – говорил всем, что пишет стихи – А. А. Стрелец, чтобы не выглядеть тунеядцем, несколько раз в году пишет литературно-критические обзоры.

Те, кто имел несчастье искать в них мыслей и истин – поймут, что я имею в виду под словами «интеллектуальное хулиганство»…

Не раз и не два я ставил вопрос в нашем литературном сообществе о литературоведческих безобразиях Стрельца: в ответ я слышал, что таков его стиль и иначе он писать не может. Ну, если иначе не может – так пусть и вовсе не пишет, потому что так ведь нельзя! Или я – единственный, кто считает время, потраченное на расшифровку стрелецких иероглифов – убитым впустую?!

После краха «Истоков» и закрытия ряда других редакций, потакавших Стрельцу в его изысканиях «русского языка 2:0», мне казалось, что мыслитель охладел к литературе и перестал донимать всех своими, всё равно никому не понятными, наблюдениями и выводами. Однако нет, жизнь показывает, что он каким-то образом (видимо, используя давние знакомства с Э. Байковым и другими участниками лит-проекта) прорвался на «Книжный Ларёк» и теперь намерен всех уже тут, в интернет-пространстве, осчастливить своими наблюдениями ни о чем!

По всей видимости, Александра Анатольевича Стрельца влекут не гонорары, не листаж и строкаж, в чем я ранее его подозревал (грешен, каюсь!). Александра Анатольевича мучительно тянет высказаться, даже себе в ущерб (а особенно – своей репутации). И само по себе это достойно было бы уважения, если бы Александр Анатольевич высказывался на русском языке, или хотя бы на любом другом языке совета безопасности ООН!

Но ежели Александр Анатольевич и далее намерен творить свои опусы на непостижимом эсперанто, в котором задействованы русские и латинские корнесловицы в пропорции 50х50 – то мы должны сказать своё решительное «нет!» распоясавшемуся букинисту. Прежде чем рваться донести до людей свою мысль – её нужно иметь, и сформулировать. Я много лет говорил это Стрельцу, но он меня не услышал. Нельзя превращать единственный в Башкирии свободный литературоведческий журнал в площадку для сомнительных самовыражений двухцентнерового балеруна, балансирующего на грани всех смыслов и бессмыслицы в исступленной (и бескорыстной) жажде раскрыться людям!

В сущности, А. А. Стрелец – принёс тенденции декаданса в литературную критику и литературоведение. Если там было «искусство для искусства», то у Стрельца – немыслимое и невероятное «критиканство ради критиканства». Он, вероятно, полагает, что литкритик создаёт самостоятельное произведение литературы, и не хочет признать, что литкритик привязан к авторам, о которых пишет.

Стрелец же пишет, только чтобы писать, упрекая всех (включая и меня) – в том, что мы «не доросли до понимания»  его статей. Бог бы с ним, если бы он писал в области квантовой физики, где можно поверить в «недорослей». Но литературоведение – такая среда, в которой принято служить читателю, а не издеваться над ним!

И если вы не хотите, как и я, признавать творчество А. А. Стрельца каким-то особым видом искусства – значит, нужно поставить перед ним условие: пусть прекращает своё критическое хулиганство, и разговаривает с читателем на человеческом языке, без экспериментов в области языкознания. Или – вовсе не обращается к читателю, если нормальным языком нечего сказать…

 

© Николай Выхин, текст, 2015

© Книжный ларёк, публикация, 2015

—————

Назад