Нина Штадлер. Голубая жемчужина

16.05.2016 21:45

ГОЛУБАЯ ЖЕМЧУЖИНА

 

Второе лето проводил шестилетний Амир у своей прабабушки, живущей в небольшой деревеньке близ озера Увильды, что находится на Южном Урале. Само слово «увильды» переводится с башкирского языка как «голубая чаша». И, действительно, издали озеро напоминает гигантскую чашу, наполненную прозрачной холодной водой.

Маленькому Амиру, в принципе, было все равно, почему оно так называется. Он просто любил бродить среди высоких сосен, по верхушкам которых гулял ветер, и слушать бесконечные песни птиц. Еще он любил рисовать, читать волшебные сказки (а читать малыш научился к четырем годам) и обожал слушать всякие интересные истории, которые ему рассказывала бабушка Альфия.

Еще Амир мог часами смотреть на облака, плывущие по ярко-синему небу, с восторгом узнавая в их очертаниях животных и птиц. А однажды даже заметил пролетающих мимо двух крылатых драконов и смеялся от удовольствия, глядя вслед величественным созданиям!

Сегодня он долго вглядывался в один из многочисленных островов, отделенных от берега узкой полоской воды, и думал, как было бы здорово сейчас оказаться там. Что можно обнаружить на острове, если хорошенько поискать? Может, клад, давным-давно зарытый пиратами? Или волшебную пещеру с сокровищами? Или еще что-нибудь такое, о чем он не имеет пока представления?

Подперев ладонями круглые щечки, мальчик смотрел на остров до тех пор, пока не заслезились от яркого солнца глаза, потом со вздохом перевернулся на спину. Сам он добраться туда, конечно, не сможет. Без лодки не обойтись… А кто его повезет? Если только бабушка Альфия хорошенько попросит кого-нибудь отвезти туда внука…

Свою прабабку, не особо вдаваясь в тонкости родственных отношений, Амир звал просто бабушкой и очень любил. Она слыла в деревне мудрой женщиной. Такой мудрой, что с ней советовались даже местные старики!

Вдруг его внимание привлекло легкое движение справа. Он повернулся и с удивлением обнаружил рядом с собой девушку с роскошными черными кудрями в странной одежде. Эту непривычную одежду Амир видел только один раз в своей жизни, да и то по телевизору. Мама объяснила ему тогда, что так в старину одевались женщины на большие праздники. И как только эта девушка умудрилась подойти к нему совершенно незаметно!..

На ней была высокая остроконечная шапочка с помпончиком, отороченная соболем, белый атласный бешмет, расшитый золотыми и серебряными узорами. На ногах – атласные сапожки, шитые золотом. Большие карие глаза ласково смотрели на замершего в немом восхищении мальчика из-под тонких, словно нарисованных бровей.

– Ты кто? – решился он наконец спросить у прекрасной незнакомки. – Я тебя здесь раньше никогда не видел!

Ничего не ответив, девушка продолжала все так же внимательно смотреть на него. Потом неожиданно протянула руку, легко коснулась его волос, словно погладила, и, отвернувшись, быстро пошла к озеру. Дойдя до воды, красавица снова улыбнулась, махнула рукой, словно прощаясь, и… ИСЧЕЗЛА! Будто ее никогда и не было! Мальчик не поверил своим глазам. Он вскочил и кинулся к тому месту, где только что стояла незнакомка. Девушки не было! Она словно сквозь землю провалилась!

Поискав еще немного и поняв, что это бессмысленно, взволнованный мальчик побежал домой.

– Бабушка! Бабушка! – закричал он, врываясь в дом. – Что я тебе сейчас расскажу! Ты не поверишь!

– Почему же не поверю? – удивилась Альфия, выходя ему навстречу из кухни с миской горячих беляшей в руках. – Разве ты меня когда-нибудь обманывал?

– Бабушка! Я встретил на берегу озера очень красивую девушку! Не из нашей деревни! В старинной одежде! А потом она вдруг куда-то исчезла! А я ее везде искал-искал, но так и не нашел! Разве может человек просто взять и исчезнуть, бабушка?!

Альфия поставила миску на стол и настороженно поинтересовалась:

– Как, ты говоришь, она выглядела?

– Ну, на ней был атласный бешмет белого цвета, весь расшитый узорами! – заторопился Амир. – Шапочка такая остроконечная, с мехом... Да! Сапожки, бабушка! Красивые такие сапожки, с золотом! И волосы у нее кудрявые и очень длинные, прямо до пояса! А на шее было монисто. Почти такое же, что ты на праздник одеваешь, только еще красивее! Я спросил ее, кто она, но она не ответила. Только улыбнулась и погладила меня по голове. А потом пошла к озеру… И вдруг взяла и исчезла! Просто исчезла в воздухе, бабушка! Я ее долго искал, а потом к тебе побежал!

Бабушка помолчала, глядя на взволованного мальчика с непонятным выражением в глазах. Потом сказала:

– Ох! Трудно, конечно, поверить, но придется! Ты просто не можешь об этом знать! Видно, с самой Саймой ты повстречался, малыш! Слыхала я об этом еще в детстве, да подумать не могла, что когда-нибудь еще услышу! Сказка ведь! А все вон как обернулось! Внуку моему красавица-то показалась! Радуйся, Амир! И я с тобой порадуюсь! Ведь Сайму только тот увидеть может, кто Богом избран! Тот, в ком есть искра Божия! И путь ему в жизни великий уготован! Счастлив и удачлив будет раз увидевший Сайму! Все будет ему удаваться, за что ни возьмется! И люди его уважать и любить будут!

Она вытерла глаза.

– Видела я, конечно, что не похож ты на всех остальных, внук! Боялась за тебя, не скрою! Сегодня вот, слава Аллаху, окончательно уверилась, что великий путь тебе уготован!

И старая женщина, смахнув слезу, нежно прижала мальчика к себе.

Амир поднял голову.

– А кто эта Сайма, бабушка?

– Сайма – это девушка, которая озеро наше создала! Легенда такая есть. Давным-давно, когда еще озера и в помине не было, а была только речка, жил в землянке на берегу старый рыбак и охотник по имени Абдрахмат вместе с дочкой своей – красавицей Саймой. Хороша была Сайма! Словно звезда с неба сошла и девушкой обернулась! И характер у нее был под стать внешности – гордый, решительный!

А в десяти верстах от землянки, на высокой скале у реки, беломраморный дворец возвышался. Жил во дворце старый мурза Карым. Богат и жесток был мурза, на много верст кругом его земли лежали. Боялись люди Карыма, шайтаном называли. Злой он был, жадный, одним только видом своим страх на всех нагонял, на удава похож был!

Как-то однажды увидел он красавицу Сайму и не смог от нее глаз отвести! Лишился покоя Карым. Только о ней и думал. И как-то раз подкараулили Сайму его слуги, связали и притащили девушку во дворец.

Нарядили там ее Карымовы жены в белый атласный бешмет, в отороченную соболем шапку кудри спрятали. На ножки атласные сапожки надели, шею монистом драгоценным украсили и повели к Карыму. На пушистых коврах сидел мурза, ожидая Сайму.

И была у него драгоценность редкая – черная жемчужина. Когда ввели Сайму, то была она краше звезды, упавшей с неба. Схватил Карым золотую цепь, на которой черная жемчужина висела, кинулся к Сайме и приказал ей жемчуг на шею надеть.

Взяла Сайма жемчужину, взглянула на нее, и крупная слеза из ее глаз прямо на черную жемчужину скатилась. Застыли все вокруг: в руках у Саймы жемчужина свой цвет менять стала. Слышала девушка о волшебной силе жемчужины черной: если станет она голубеть, то в земле разом все родники откроются. Подбежала Сайма к открытому окну, кинула Карымов подарок в речку, что прямо под окнами журчала, а сама к дверям бросилась. Карым кинулся за ней. Вдруг черные стены дворца затряслись и раздвинулись. Вольный ветер во дворец ворвался. А река уже могучим горным потоком кипела, на берег кидалась. И скоро ушел под воду Карымов дворец вместе с Карымом, его визирями и женами, одна лишь только плеть на волне колыхалась.

С тех пор там, где когда-то речка бежала, озеро с прозрачной, словно хрусталь, водой засияло. Стали озеро с той поры называть Увильды – Голубая жемчужина. А сама Сайма у этого озера навеки хранительницей осталась. И Богом отмеченные люди до сих пор ее на счастье встречают... Будь счастлив, малыш!

И старая Альфия ласково поцеловала темные спутанные кудри мальчика.

 

© Нина Штадлер, текст, 2016

© Книжный ларёк, публикация, 2016

—————

Назад