Светлана Гафурова. Настоящий культуртрегер

17.11.2017 20:06

НАСТОЯЩИЙ КУЛЬТУРТРЕГЕР!

 

Эдуарду Байкову – 50 лет! Трудно в это поверить, увидев перед собой подтянутого и озорного, как мальчишка, мужчину. Девять лет своей жизни Эдуард отдал газете «Истоки», был правой рукой первого редактора еженедельника – народного поэта Башкортостана Александра Павловича Филиппова. А после его ухода из жизни продолжал работать ответственным секретарем в нашей газете. Но гораздо больше, чем газетный работник, Эдуард известен в республике, как успешный автор книг, публикуемых в московских издательствах, как настоящий культуртрегер.

 

– Эдик, я тебя поздравляю с совершеннолетием. Полтинник – это начало зрелой и осознанной человеческой жизни. Как ты встретил этот вызов?

– Знаешь, я и сам удивился этому факту. Да и забыл как-то про возраст. Издательство «Китап» напомнило, предложив издать мне у них свою книгу в честь юбилея.

– Скажи, Союз писателей Башкортостана и русская секция как-то влияют на издание книг местных авторов в «Китапе»?

– Скорее всего, нет. Я и не хожу на заседания русской секции, хотя меня приглашают. Просто некогда. Много работы. В газете «Уфимские нивы», где я сейчас тружусь, постоянно приходится выезжать в «поля», колесить по Уфимскому району, крутиться-вертеться. Иногда приходится брать работу и домой. А когда работал в газете «Почтовый курьер», пришлось по всей республике помотаться. Но я не жалею, что ушел из «Истоков». Я там девять лет просидел и ничего не видел, реальной жизни не знал. С одной стороны, это хорошо, что я сменил обстановку. За последние четыре года я научился многому…

– Например?

– Я поработал редактором интернет-портала. Научился рерайтингу, менеджменту. Смог создать свой сайт «Книжный ларёк» и веду его. Естественно, за это никто мне не платит. Я такой же культуртрегер, как Дмитрий Масленников, как Айдар Хусаинов. Также я создал литературное объединение «Фантасофия», где у меня было 200 «штыков». Из «Фантасофии» вышли Кристина Андрианова-Книга, Алмаз Шаммасов, Евгений Рахимкулов. Сейчас они именитые, лауреаты различных премий. Но «Фантасофия» распалась, потому что сегодня все уходят в «сети». Поэтому я создал «Книжный ларёк», своеобразное онлайн-издательство, где буквально каждый может опубликовать свое произведение. Конечно, я сам всё читаю и редактирую, прежде чем выставить текст на сайт. Свыше полутора тысяч рукописей прошли через мои руки. Я их подготовил, отредактировал…

– Это же огромная работа!

– Гигантская! Я как сова слепну. Каждую рукопись вычитал, поправил. По старой своей редакторской привычке я не могу поставить невычитанный текст. Хорошо бы, конечно, еще и корректора иметь. Но мне же никто не платит. Кто согласится работать бесплатно, за идею!

– И кто публикуется на твоем сайте?

– Авторы со всего мира. Даже голливудский продюсер, который работает со звездами Голливуда, опубликовал на моем сайте свои стихи!

– Здорово! А почему ты денег не берешь с авторов?

– Да господи! Они писали свое произведение, трудились, старались. Им никто и никогда за это не заплатит. Пусть хотя бы опубликуются. Сегодня уже около двух тысяч текстов опубликовано на «Книжном ларьке». Конечно, костяк этого сайта – наши местные авторы из Башкирии.

– А что с «Фантасофией»? Нельзя ее как-то возродить?

– Я предлагал вести литобъединение другим людям. Но ни у кого не получилось. Видимо, всё зависит от личности. Дима Масленников ушел из жизни, и литобъединения «Тысячелистник» больше нет. Уйдет Айдар – УФЛИ не будет.

– Это понятно. А как с литературой? Успеваешь что-то свое писать? Сколько у тебя книг издано?

– В разных московских издательствах издано 11 моих книг. Но литература не кормит. На хлеб насущный зарабатываю журналистикой. И потому последние четыре года ничего не пишется. У меня ж еще дача есть, которая время и силы отнимает. Собираюсь туда переехать на постоянное место жительства, подкармливаться натуральным хозяйством. На зарплату в 15 тысяч особо не пожируешь…

– О чем ты пишешь? Каковы жанр, тематика твоих книг?

– Начну с самого начала. Во втором классе нас всех заставили писать сочинение на тему «Как я провел лето». Я написал тогда свой первый детективный рассказ «Случай на острове». Я действительно побывал на острове на реке Белой близ Затонского моста. А остальное домыслил. Учителя сбежались: «Вот! Будущий писатель!» Так и вышло. С этого рассказика и началось мое увлечение остросюжетной беллетристикой. Мои любимые жанры – детектив, приключения, фантастика, мистика, где сюжет для меня – главное. Я, конечно, пробовал себя в разных жанрах, в том числе, в жанре нон-фикшн. Дело в том, что я еще и наукой занимаюсь…

– Какой наукой?

– Когда-то я закончил исторический факультет нашего местного университета. А затем поступил в аспирантуру в нефтяной институт. Занимался там философией, проблемами естествознания вплоть до квантовой физики. Разработал даже свою теорию коэволюции. За это был награжден Серебряной медалью имени академика Вернадского. Коэволюция – это совместное развитие различных систем во Вселенной. За эту теорию, разработанную впервые в мире в таком масштабе, Европейский союз по науке наградил меня еще и медалью Сократа.

– Вот это да! Я этого и не знала!

– Об этом много писали в местных СМИ…

– Но всё же ты больше писатель, чем ученый?

– Сегодня в литературе сложилась сложная ситуация. И всё же люди, преодолевая все проблемы, препятствия, сложности, пишут. Мейнстрим современной литературы – предельные вопросы, взаимоотношения людей, развитие общества. Вообще же есть три вида литературы:

– развлекательная;

– образовательная;

– поучительная, воспитательно-нравственная.

В последнее десятилетие литература скатилась в развлекательность, в бульварное чтиво, в палп-фикшн. Но, если вспомнить историю литературы, и такие имена, как Рэй Брэдбери, Клиффорд Саймак, Иван Ефремов, братья Стругацкие, Курт Воннегут, Александр Беляев… при всей кажущейся развлекательности избранного ими литературного жанра, в их книгах можно обнаружить весь спектр человеческих чувств и отношений.

И мы со Всеволодом Глуховцевым, когда писали свой первый остросюжетный роман «Рой», всё же старались неназойливо вплетать в ткань романа какие-то научные данные и даже назидательные моменты: несмотря на катастрофу и апокалипсис, надо всё же человеком оставаться.

– Интересно, как вдвоем вы пишете одну вещь?

– Сначала мы встречаемся, обсуждаем тему, сюжет, пишем синопсис – краткое содержание книги. А дальше начинается самое интересное. Я пишу первую главу, например, Всеволод – вторую. И как-то так получилось, что по стилю, стилистике наши тексты совпадают. Их трудно отличить.

– Сколько книг вы написали вместе?

– Пять крупных романов на 14–15 авторских листов.

– А сейчас пишете?

– Я торможу из-за занятости работой. Да и Всеволод работает. Это мы раньше были любителями, писали, о чем хотели. А теперь стали профессионалами и… литературными наемниками. Какую тему зададут нам в издательстве, на ту и пишем. Предлагают нам тему, мы думаем: потянем – не потянем. Садимся, пишем.

– А как впервые издались в московском издательстве? Это же очень сложно…

– Многие авторы посылают свои тексты в различные московские издательства. Но это бесполезно. Я шел к этому 40 лет. Публиковался в газетах и журналах. Книжка вышла в «Китапе». Но, если честно, помогли некоторые связи Всеволода Глуховцева. Через них мы вышли на издательство «Крылов», где и опубликовали свой первый роман. Сначала на нас вышел редактор издательства Владимирский и предложил написать роман о постапокалипсисе. Мы согласились, подписали договор с издательством. Работали над романом полгода.

Но у московских издательств есть такое требование: если книга написана двумя авторами, то приходится брать один общий псевдоним. Например, в издательстве «Эксмо» у нас с Глуховцевым вышла общая книга под псевдонимом Артур Василевский. Один мой роман был издан под псевдонимом Кирилл Казанцев.

Сами мы очень любим мистику. Но в России этот жанр не идет. Идет либо хоррор, либо попаданцы. Впрочем, так было раньше. Сейчас многие российские издательства падают. Даже «Эксмо» зашаталось. Жестко относятся нынче издательства к авторам…

– Чем это объяснить?

– Вымирает бумажная книга. Ее место занимает электронная. Зачем покупать, если любую книгу можно скачать на «Флибусте», «Либрусике» и на многих других пиратских ресурсах. Их банят, закрывают. Они снова открывают зеркальные сайты. Но к пиратству в нашей стране относятся всё жестче. Конечно, как писатель, которому не платят, скачивая мои книги тысячами, я радуюсь этому. Но как просто человек, конечно, и сам качаю бесплатно книги, фильмы, игры. Все мы халявщики. Но бумажные книги я всё же покупаю, просто потому, что люблю читать книги в бумажной версии. От электронных текстов устаю на работе.

Хочу осветить один момент. Может, это будет интересно читателям. Я посмотрел статистику скачиваний нашего самого первого романа «Рой» в обход «Литреса» и удивился. Если бы эти скачивания шли законно, то мы бы с Глуховцевым заработали 5 миллионов рублей! Представляешь себе!

– Обидно!

– Конечно, обидно! Я бы на эти деньги развил свое электронное издательство. Да и просто бы не работал: писал книги. Из-за этого пиратства я не хочу больше писать. Издательство, конечно, платит за книги, но так мало, что на это невозможно жить.

– Получается, что все мы халявщики?

–Да, у нас вся страна халявщиков!

– Надеюсь, что всё-таки что-то изменится и труд писателя, очень тяжелый, кстати, требующий больших интеллектуальных затрат да и просто физических и эмоциональных сил, снова станет оцениваться по достоинству страной, государством.

А тебе, Эдуард, весь коллектив нашей газеты желает здоровья, благополучия и успехов на твоем нелегком поприще настоящего культуртрегера и настоящего писателя!

 

Опубликовано в газете «Истоки» (№ 45, 8 ноября 2017 г.)

 

Скачать или читать файл:

Настоящий культуртрегер!.pdf (109267)

 

© Светлана Гафурова, текст, 2017

© Книжный ларёк, публикация, 2017

—————

Назад