Тимур Савченко. Был столицей - стал станицей

09.11.2016 20:59

30.08.2016 21:32

БЫЛ СТОЛИЦЕЙ – СТАЛ СТАНИЦЕЙ

 

– Сгинь! Сгинь, нечистый! – молодой казак отпрянул от берега, судорожно сжимая вспотевшими ладонями рукоять бердыша: прямо из воды на него уставилась жуткая усатая голова с выпученными глазами. В следующее мгновение раздался глухой всплеск, и кошмарное видение исчезло. Гладь Дона снова была тиха и неподвижна.

– Что, Васятко, сома испужался? – раздался над ухом знакомый хрипловатый голос атамана, а на плечо опустилась его тяжелая рука – казак и не заметил, как тот подошел сзади. – Как же ты с нами в Сибирь-то собрался, ежели такой робкий?

– Ничего я не испугался, Ермак Темофеевич! – вытягиваясь в струну, выпалил Василий. – Просто… А какая она – Сибирь эта? – тут же перевел он разговор на другую тему, что бы скрыть смущение.

– Бают люди, что зело велика, – отозвался Ермак, задумчиво глядя на воду. – Пушным зверем богата, златом. Так что добудешь изрядный хабар!

– Хорошо бы! – оживился Васятко. – Тогда и к Любаве посватаюсь. А то батюшка ее – Фрол Игнатьевич о свадьбе и слышать не хочет. Мол, не отдам мою кровиночку за этакого голодранца, – с досадой добавил он, шмыгая носом.

– Иди почевать, голодранец, – хохотнул атаман. – Завтра на заре выступаем. А то заждались уже нас купцы Строгановы в своем Соль-Вычегодске. Их там Кучумка – хан сибирский набегами беспокоит…

Берег опустел. А Дон-батюшка неспешно нес свои воды к Азовскому морю. Несет он их и по сей день.

 

Язык до Старочеркасской доведет

 

Никто уже не скажет сейчас, как начинался поход Ермака Тимофеевича в Сибирь. Как и не все историки уверены в том, что он родился на Дону. Существуют уральские, волжские версии происхождения покорителя Сибири. И хотя любой житель Ростовской области категорично заявит – «Ермак – наш!» – не будем утверждать этого со стопроцентной уверенностью. Но одно известно доподлинно – испокон веков родила Донская земля отважных казаков, чьи имена вписаны в российскую историю: Матвей Платов, Емельян Пугачев, Степан Разин, Кондратий Булавин… Туда – на берега Тихого Дона я вас сегодня и приглашаю. Мы побываем в заповедной станице Старочеркасская, увидим первый каменный храм на Дону, побываем на традиционном фольклорном фестивале казачьей песни. В дорогу, читатель!

Ростов. Еще на подъездах к столице Юга стало видно, как идет здесь подготовка к Чемпионату Мира по футболу 2018. Движутся неутомимые башенные краны – возводят новый стадион, растет футуристический корпус роскошного отеля «Шератон», расширяются дороги, оборудуются новые транспортные развязки… Кипит жизнь в городе. Но не станем здесь задерживаться, лучше – разузнаем у ростовчан, как нам добраться до станицы Старочеркасской. Сделать это оказалось не так-то просто. Опросил с дюжину прохожих на привокзальной площади – все лишь разводили руками. Лишь шофер маршрутки припомнил, что добираться туда надо через Аксайский поворот.

Тяжелая вышла поездка, безалаберная. Вам же, читатель, не придется повторять моих ошибок: прямо на вокзале садитесь на автобус, или троллейбус до Площади Карла Маркса. А от нее, в станицу, каждый час отправляется маршрутка – за часок доедете, не заблудитесь! Между Ростовом и Старочеркасской 30 километров расстояния и 250 лет разницы в возрасте. Черкасск, или Черкасский городок – такое имя получил город – был основан казаками-запорожцами (черкасами) в 1590 году на острове, омываемом Доном и Протокой, и на протяжении нескольких веков являлся столицей Всевеликого Донского казачьего войска.

Немного странно, что донскую столицу основали казаки запорожские, переселившиеся в эти места с Днепра. Но удивляться особенно нечему – черкасы были легки на подъем. В XVII веке они основали и город Пензу, до которой от их родных мест более 1000 верст. Да и не делились казаки на своих и чужих. Не важно с Волги ты, с Днепра, или со Смоленщины – поселился человек на Дону, значит, стал своим – донским казаком. А с Дона, как известно, выдачи нет. Обширна была территория расселения донских казаков! Нынешняя Ростовская область – лишь часть донской земли. Во времена расказачивания ее изрядно урезали, раздав соседним областям традиционные казачьи районы. Даже Краснодарскому краю, где тоже шли гонения на казачество, досталось несколько сел в Щербиновском районе. Тоже произошло и со станицами Донбасса (Харцизская, Иловайская и т. д.), переданными большевистским правительством Украине…

 

Лейся песня

 

Однако не станем отвлекаться – вот мы уже въезжаем в Старочеркасскую, виднеются за деревьями каменные колокольни храмов, зеленые улочки и площади станицы полны народа. Катают туристов ладные, крепенькие лошадки, запряженные в нарядные брички, а со всех сторон раздаются звуки музыки и песен. Традиционный казачий фестиваль «Нет вольнее тихого Дона» проводится здесь в каждую последнюю субботу каждого летнего месяца, и собирает тысячи участников и зрителей. Так, в нынешнем году, на праздник приехало более сорока творческих коллективов со всех уголков Ростовской области, а также из Ставрополья, Волгоградской области и с Кубани.

К сожалению, не нашел среди участников ейчан – поленились наши певуны ехать на фестиваль. А жаль. Например, довелось послушать песню про «курку-чебатурку» в исполнении коллектива из станицы Вешенской. Хорошо спели – ничего не скажешь, но наши артисты из Александровки исполняют ее вообще бесподобно: с гиканьем, присвистом, на кураже. Не чебатурка, а чебатурище! Зато местные исполнители, узнав о том, что я специально приехал на фестиваль из Ейска, очень обрадовались. И о своих творческих планах рассказали, и былыми победами в конкурсах похвастались, а на прощанье еще и уговорили совместное фото сделать на память. Даже фуражку на меня надели, чтобы хоть немного на донского казака походил – не стал отказываться. А то от наших певунов таких предложений ни разу не получал.

Главная сценическая площадка фестиваля расположилась в сквере в центре станицы, а зрители сидели на пластиковых стульях, на траве, лежали на расстеленных покрывалах и даже на надувных матрасах. Каждое выступление сопровождалось дружными аплодисментами и криками «любо» – помнят на Дону традиции. Но не только со сцены звучали красивые казачьи мелодии – сложилось впечатление, что вся станица поет. Идешь по улице, а навстречу тебе казаки и казачки в народных костюмах. Идут и поют. Не для зрителя, не для камеры, а для души казачьей. Тут же, среди зелени, торговцы всех мастей со своим товаром. Кто нагайки и бурки предлагает, кто свистульки глиняные, кто посуду расписную. И что самое приятное – станица-то, хоть и является музеем-заповедником, но она при этом и живая. Со старинным храмом соседствует обычная хата с палисадником, где во дворе сушится белье, а на пороге дремлет кот. Рядом с усадьбой XVIII века новенький коттедж расположился и, стилизованный под старину, ресторанчик с дымящим дровяным самоваром на террасе. Смешались в Старочеркасской и современность, и глубокая старина. Продолжается на Дону жизнь вольная, казачья.

 

Взлет и забвение

 

А что это за приметный белокаменный комплекс с белеными кирпичными стенами? Атаманское подворье – родовое гнездо знатной казачьей династии Ефремовых. Здесь и храм расположен, и фрагменты крепостной стены с дозорными башнями, и хозяйственные постройки, и атаманский дворец – не слишком красивый, но добротно и обстоятельно построенный. Сейчас в нем расположен музей. Зайдем в него – узнаем об истории станицы подробнее.

Множество интересных экспонатов хранится под каменными сводами бывшего атаманского дворца! И оружие старинное – всякие пищали, шестоперы, чеканы, протазаны, да палаши. Знамена боевые, утварь, картины, мебель… Глядя на них, представляешь себе Черкасск в период расцвета, когда был он богат и многолюден, когда в нем процветали ремесла и торговля, когда только возводились здесь красивые белокаменные храмы.

Кстати, о храмах: здешний войсковой собор был заложен в 1709 году. В ту пору по всей Руси каменное строительство было запрещено – возводилась новая имперская столица и весь строительный камень, все мастера стекались в Санкт-Петербург. Но для донских казаков Петр I сделал единственное исключение – ценил и уважал самодержец военное сословие.

Но как же так получилось, что процветающий город превратился в обычную, заурядную станицу? А виноват во всем, оказывается, батюшка Дон. Был он не только кормильцем, транспортной артерией и защитником казачьей столицы от вражеских набегов, но и разрушителем. Город расположен в низине, и каждое половодье Дона приносило немало бед. Даже дома в Черкасске имели два этажа – в верхних жильцы укрывались от воды во время разливов. Так продолжалось более полутора веков, пока Дон не разбушевался особенно сильно, и не навредил казакам больше обычного. Тут-то атаман, генерал от кавалерии Матвей Иванович Платов, подсчитав убытки, и принял решение о строительстве новой войсковой столицы – Новочеркасска, а родной Черкасск «разжаловал» в станицу Старочеркасскую. Было это в 1805 году.

На долгое время утратила с тех пор бывшая столица свое значение. Рушились и ветшали старинные здания и храмы, паслись на бывшей главной площади – майдане овцы и коровы… Второму рождению обязана станица лауреату нобелевской премии, автору «Тихого Дона» и «Поднятой целины» Михаилу Шолохову. Именно он настоял в 70-е годы прошлого века, чтобы был создан в центре Старочеркасской музей-заповедник, в который сегодня приезжает множество туристов со всей России и из-за рубежа. Приезжают побродить по старинным улочкам, полюбоваться величественными храмами, закатами над Доном, побывать на концертах и выставках, проходящих здесь.

Давайте же и мы с вами, прощаясь со Старочеркасской, зайдем в огромный и мощный, как настоящая крепость, в которой и осаду можно выдержать, войсковой собор. Послушаем церковное песнопение, поставим свечку перед иконой, молча постоим у резного красивого алтаря. Всмотримся в лица казачьих атаманов, чьи портреты висят в нижней храмовой галерее. Потрогаем нагретые солнцем стволы трофейных турецких пушек и цепи, в которые был закован в свое время Степан Разин. Неспешно выйдем к тихому Дону, на чьих берегах выросли многие поколения героев и бунтарей – казаков – стойких защитников России. Кинем монетку в зеленоватую воду – побывав здесь однажды, хочется вернуться сюда снова.

 

© Тимур Савченко, текст, 2016

© Книжный ларёк, публикация, 2016

—————

Назад