Тимур Савченко. Ейские героические хроники
24.11.2016 13:17ЕЙСКИЕ ГЕРОИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
Гром корабельных пушек стих ближе к вечеру, когда над крышами Ейска уже поднимался густой и удушливый дым пожарищ, тут и там виднелись языки пламени, поедавшие стены домов, лесных бирж и лабазов.
– Церковь горит! – вверх по улице пробежал слабоумный Степа, мелко крестясь и размазывая слезы по морщинистым небритым щекам. Он даже не замечал, как тлеет верх его бесформенной, рваной шапки. – Господи, помилуй…
Вслед за дурачком несся лохматый, кривоногий черно-белый пес, волоча за собой по земле оборванную цепь и громко подвывая от страха.
– Вот ведь дожили! – в сердцах плюнув в дорожную пыль, зло произнес пожилой пекарь-грек Ионас Асопопулос. – У нас, в Элладе даже турки такого не творили…
– Ладно, пошли, пошли, православные – нечего мешкать, а то эти ироды нам весь город разнесут, – повысил голос отставной солдат из Зарайского уезда Московской губернии Алексей Беленецкий, вздергивая на плече видавший виды штуцер. – Чует мое сердце – десант они высаживают…
– Я не православный, а лютеранин, – поправляя пенсне на вздернутом носу, тихо произнес парикмахер Иоган Штольц, но на него не обратили внимания.
Отряд ополченцев перешел на легкий бег. Бердянская улица была безлюдна, лишь в окошке одного из домов мелькнуло белое от страха лицо старушки. Мелькнуло и тут же исчезло за белыми кружевными занавесками. Рядом с домом, уткнувшись пяточком в землю, неподвижно лежал поросенок, убитый шрапнелью.
– Дядя Лексей, а казаки-то подойдут? – отдуваясь, спросил ученик портного Николка, робко прислушиваясь к звукам ружейной стрельбы, раздающейся со стороны порта. – А то, как рыбу ловить – они тут как тут, а как война пришла, так и не видать их…
– Не болтай, чего не знаешь! – сердито оборвал его командир ополчения. – Сказывают, полковник Дорошенко уже вывел свою сотню из Широчанки – скоро здесь будут. Вперед, земляки.
Свернув на Воронцовский проспект, отряд начал спускаться вниз, но неожиданно остановился – сквозь клубы дыма, не далее как в ста саженях замелькали красные английские мундиры.
– Вот они! Стреляйте, братцы! – зычно вскричал Беленецкий, становясь на колено и разрежая свой карабин в высокого рыжеусого англичанина, бегущего навстречу.
Бульвар наполнился ружейным треском, криками и стонами раненых. А издали уже доносился дробный перестук подков – подходила казачья конница…
Описанный выше эпизод – это одна из первых страниц истории нашего славного города. Сейчас далеко не каждый ейчанин знает о том, что 160 лет назад новорожденному Ейску – городу было всего семь лет – довелось пережить нападение английской эскадры. Произошло это во время Крымской войны, когда коалиция английских, французских, турецких и сардинских войск вела осаду Севастополя. Казалось бы – где Севастополь, а где Ейск? Но война не имеет строго очерченных границ – флоты союзников бороздили просторы Черного и Азовского морей, нападая на прибрежные города и села, сжигая склады с зерном, лесом, сеном, заготовленными для русской армии.
Первая встреча ейчан с английской эскадрой под командованием контр-адмирала Лайнза произошла в мае 1855 года и стала для горожан полной неожиданностью. Под нацеленными на город жерлами пушек жители пришли в смятение. Заколачивая дома и унося с собой все ценное, что можно было унести, горожане оставляли Ейск, спешно эвакуировали из госпиталя и раненых солдат, находившихся здесь на лечении. Об эффективной обороне не могло идти и речи. Единственным укреплением мирного портового города был лишь невысокий, осыпавшийся земляной вал. Войск и артиллерии в Ейске тоже не было.
Поэтому, чтобы спасти его от грабежей и разрушений, тогдашние отцы города встретили англичан хлебом-солью, упросив их не чинить вреда. Случись такое во время Великой Отечественной – главу Ейска Мордовцева, наверняка объявили бы «врагом народа» и расстреляли. Но тогда именно благодаря его дипломатии англичане не нанесли городу значительного урона – спалив несколько продовольственных складов, они ушли в море.
Правда, не обошлось без мародерства, учиненного самими же ейчанами. Виновные были наказаны и сосланы в Сибирь, а город начал готовиться к повторному нашествию неприятеля: в Ейск и станицу Должанскую прибыли отряды Донских и Черноморских казаков, сами же горожане создали народное ополчение. Его формированием и обучением волонтеров занялся отставной солдат Алексей Беленецкий. Он обучил свое «воинство», в которое вошли более ста горожан, стрелять, приемам штыкового боя. Обстановка в ту пору была в Ейске очень напряженной и тревожной – город ждал нового пришествия вражеской эскадры. В том, что это произойдет, никто из ейчан не сомневался.
23 октября 1855 года восемь английских кораблей – флагманский паровой корвет «Везувий» и семь канонерских лодок – вновь вошли в Ейский лиман. Англичане были обозлены неудачной попыткой овладеть Азовом и Ростовом-на-Дону, и искали на ком выместить свою злость. Первым объектом их агрессии стал «город Глафира» (так англичане называли село Глафировка), который атаковало 4 вражеских корабля – остальные корабли стали обстреливать Ейск. На Глафировку был обрушен град ядер, вызвавший в селе сильные пожары и разрушения, десант, высаженный на берег довершил разгром беззащитного поселения. Но на помощь глафирянам подошло казачье подкрепление, и десантники вернулись на корабли.
Настала очередь Ейска, который атаковала уже вся эскадра. Окружив город с разных сторон, враг подверг его безжалостному обстрелу. Горели дома горожан, мельницы, склады с зерном и лесом, кирпичные и кожевенные заводы. После бомбардировки, 24 октября неприятель высадил на ейский берег десант – более 600 морских пехотинцев и матросов. Тут-то англичанам и довелось столкнуться с мужеством объединенного отряда казаков и городского ополчения. Самая жаркая схватка произошла в районе пересечения нынешних улиц Карла Маркса и Калинина. Не ожидая столь яростного сопротивления, англичане, неся потери, отступили в район порта, так и не сумев прорваться в центр города. В тот же день они убрались на свои корабли и покинули Ейский лиман навсегда.
Так наши далекие предки сумели отстоять город Ейск. Сражаясь плечом к плечу, казаки и горожане продемонстрировали истинный пример стойкости, став ближе друг другу (до этого времени отношения между казачеством и ейчанами были достаточно прохладными: казачество относилось к горожанам с некоторым высокомерием, как к «понаехавшим», не позволяя заниматься рыбной ловлей). За мужество и доблесть командир ейского ополчения Алексей Беленецкий был удостоен ордена святого Георгия IV степени, а городской голова Николай Мордовцев получил медаль за оперативную эвакуацию мирного населения, военного госпиталя и материальных ценностей.
Людских потерь среди горожан, по счастью, не было – лишь несколько человек получили ранения, но сам город пострадал изрядно: по данным историка-краеведа Николая Бельцева, в те дни сгорел каждый десятый жилой дом в Ейске, был разрушен единственный в городе храм, сгорело 12 мельниц, 35 заводов, большие запасы фуражного зерна. И сегодня в историко-краеведческом музее имени Самсонова мы можем видеть те самые ядра английских корабельных пушек, что обрушились на город в памятные октябрьские дни 1855 года, а вот портретов участников обороны Ейска, к сожалению, не сохранилось.
Но главное – город тогда не сдался. Залечив раны, Ейск продолжал строиться и развиваться. И сегодня, накануне 160-летия тех событий, хочется с благодарностью поклониться нашим мужественным предкам, тем далеким защитникам и строителям города, благодаря которым Ейск существует, и мы ходим сегодня по его уютным улицам, любуемся его набережными и парками. Немного обидно, что за чередой бесконечных юбилеев и праздников эта героическая страница истории Ейска как-то стерлась из нашей памяти, а ведь из таких отдельных страниц патриотизма и мужества и складывалась летопись славы нашего края и всей России.
© Тимур Савченко, текст, 2016
© Книжный ларёк, публикация, 2016
Теги:
—————