Тимур Савченко. Господин Великий Новгород

09.03.2015 18:18

Из дальних странствий...

Тимур Савченко

Господин Великий Новгород. Отец городов русских

 

– Ав! – сказал мне кривоногий, таксообразный барбос и весело завилял хвостом, поблескивая карими глазками, словно предлагая разделить с ним радость свежего утра, окрашенного лучами восходящего солнца. Купола Храма святой Софии начинали светиться золотым блеском, над затуманенным Волховом взлетели первые чайки. Перекрестился на крест старейшей на Руси церкви, а кривоногий «таксик» помчался прочь, заприметив первых собаководов, которые вывели на утреннюю прогулку в Кремлевский парк своих питомцев…

 

 

Не знаю, как вас, уважаемый читатель, но меня все время смущало словосочетание Киев – мать городов русских. Какая же он мать, если он Киев… Однако совсем недавно я понял, откуда пошло это выражение. Для этого пришлось побывать в Великом Новгороде, который и есть законный отец русских городов. Только мало кто помнит сейчас об этом.

Великий Новгород, несмотря на звучное имя, уже давно утратил свои лидирующие позиции, превратившись в небольшой город (раза в два больше Ейска), живущий в тени Санкт-Петербурга, до которого отсюда 170 километров. Еще его частенько путают с «младшим братом» – миллионным Нижним Новгородом. Хотя Нижний гораздо моложе.

 

Но в Великом Новгороде до сих пор ощущается настоящий русский дух, пропитанный запахом хвои и ароматом цветущих полей. При этом каждый год здесь отмечают и «Ганзейские дни» – Новгород одним из первых русских городов вступил в тогдашний «Евросоюз»! И надо сказать, от этого альянса он нисколько не прогадал. Город жил торговлей, а границы новгородской республики простирались от берегов Балтики до отрогов Урала.

Давайте, однако, начнем знакомство по порядку. С высадки на станции Малая Вишера (напрямую, от нас до Великого Новгорода не добраться). Вот они пошли еловые леса, заболоченные низины и ленты рек – Русь изначальная! Это вам не бескрайние поля пшеницы и подсолнухов, не земли недавней колонизации… Чем дальше едем, тем больше старинных храмов попадается вдоль дороги…

 

Автовокзал. Вроде, ничего особенного, но уже начинают радовать названия окрестных улиц: Прусская, Предтеченская, Стратилатовская, Духовская… Вместо стандартных Пионерских и Коммунистических. Уважаю, конечно, дедушку Ленина, но пора, однако и об истории вспомнить… Кроме того, покорила неестественная чистота и порядок – по улицам просыпающегося города шли поливальные машины, смывая с мостовых пыль прошедшего дня. И сам ритм жизни удивлял. Возникло впечатление, что новгородцы никогда никуда не спешат – все размеренно и обстоятельно. Тем больше бросилось это в глаза после «кипящего котла» – Москвы.

Задумываемся о постое. Едем с таксистом дядей Женей в отель «Большая ель». Это простенькая гостиница в самом сердце города. Ели рядом с ней и, правда, большие, но в целом – эконом-класс типа нашего «Ейск». Не суть! Главное, что все рядом, а из окна открывается прекрасный вид на купола храмов и на заросший сочной густой травой и золотыми одуванчиками старинный земляной вал, опоясывающий центр города.

 

Детинец

 

 

Он же новгородский кремль. Странно, что новгородцы нашли на своей территории мало-мальски приличный холм – местность-то здесь равнинная, если не сказать, что болотистая, – и возвели мощную крепость из красного кирпича, поражающую могучими стенами и высокими башнями. Одно оказалось плохо – башни и стены Детинца периодически начинали крениться и разваливаться – видимо, грунт слабоват оказался, а может быть технологию нарушили средневековые зодчие. Узнал об этом абсолютно случайно. Попросил проходящую старушку сфотографировать меня на фоне башен.

 

Глянул на дисплей фотоаппарата и задумался – то ли я криво встал, то ли у старушки рука дрогнула… Присмотрелся пристальнее к башням – ну точно, наклонно стоят! Тут мимо проходил еще один новгородец – мужчина интеллигентного вида. Поинтересовался – прав ли я? Он-то и рассказал историю о падающих башнях. Не раз уже случалось, что обрушивались целые участки стен, и что новгородцы их заботливо восстанавливали.

 

Кстати, хотелось добавить несколько слов о самих новгородцах. Доводилось бывать раньше в других исторических городах России – Твери и Смоленске. Там русский дух отдает явным запахом спирта. К сожалению. При этом мрачноватые смоляне немного напоминают краснодарцев. Те же лозунги – «Наш город самый, самый!..» Новгородцы так себя не ведут. Они степенны – другого слова и не подобрать. Признают несовершенства своей малой Родины, но и о достоинствах не забывают. Приятный народ.

 

Миновав ухоженный парк, окружающий крепость, по дорожкам и в кронах деревьев которого снуют любопытные белки, а шустрые воробьи склевывают корм с ладоней отдыхающих, через ворота попадаем внутрь Детинца, где находятся главные его объекты: пятиглавая София Новгородская, Софийская звонница, Грановитая палата, величественный памятник «Тысячелетие России» скульптора Микешина. Осмотр этих шедевров может занять не один час, а если прибавить к этому музеи, малые церкви, башни – то и целый день. Особенно запомнились ворота Софии: огромные кованные, покрытые фигурками животных. Присмотревшись внимательнее, увидел и… кентавров!

 

Как же так – в православном храме и языческие персонажи? Выяснилось, что ворота эти – подарок новгородцам от Византии. Тогда понятно – ведь Византия, наследница Древней Греции. А еще, очень понравились великолепные деревянные крылечки, которые встречаются в Детинце на каждом шагу (на фото).

 

Пройдя кремль насквозь, попадаем на набережную Волхова к городскому пляжу. Очаровательное место. По специальным дорожкам проезжают велосипедисты, катаются люди на роликах, перед самой водой играют в волейбол. Не удержался и нырнул в темный Волхов (вода в нем черная от залежей торфа). Брр… Бодрит! Это не теплое Азовское море, где в воде можно находиться часами. Здесь, на песчаном пляже у подножия мощных кремлевских стен, и завершился мой первый день пребывания в Великом Новгороде, а ночью за окнами гостиницы разлились трелями соловьи. Благое место!

 

Ярославо дворище и Витославицы

 

 

Следующий день посвящен осмотру Ярослава дворища, или Торговой стороны. Это один из двух старейших районов города, куда можно попасть, перейдя через Волхов по пешеходному мостику. Три минуты и я на месте. Здесь не так оживленно, как возле Детинца, но не менее живописно. Именно в Ярославом дворище располагалось в древности знаменитое Новгородское вече. О тех временах напоминают многочисленные храмы.

 

Их здесь столько, что обойти все практически невозможно, как невозможно посетить все аттракционы парка Поддубного! Как и встарь ведется на Торговой стороне бойкая торговля. Правда, сейчас сувенирами. Зато продавцы – в стилизованных под старину костюмах. Купил на память плетенную из бересты шкатулку у бородатого торговца, а с полдюжины полезных советов получил даром. Самым стоящим из них был съездить в музей деревянного зодчества Витославицы. Спасибо этому новгородцу – дело предложил. Минут двадцать езды на городском автобусе, и оказываешься, словно в средневековье: густые берендеевы леса, гладь прудов и озер, излучина Волхова, и первозданная тишина.

 

Если бы не туристы, вообще бы решил, что попал в прошлое каким-то непонятным образом. От большого мира этот заповедник отгорожен рвом и плетенным забором. Входишь в ворота и попадаешь в Мир деревянных церквей, ветряных мельниц и изб. Заповедник был открыт в 60-е годы прошлого века, но старинные постройки в нем собраны со всей новгородской земли. Самому старому зданию уже больше четырех веков. Во многих избах оборудованы замечательные небольшие музеи, знакомящие с бытом наших далеких предков. Потрогал деревянную стену одной из церквей. Она была теплой и словно дышала. Удивительный материал дерево – живой. Сколько поколений предков ходило в этот храм, скольких людей запомнили эти стены…

 

Непередаваемое впечатление оставил о себе Великий Новгород. Именно в таких городах особенно остро ощущается связь поколений, чувствуются культурные традиции. Однако лишь два дня было у меня отведено на знакомство с ним. Очень мало, чтобы по-настоящему почувствовать и узнать этот удивительный город. Жаль, но пора в дорогу. Когда-нибудь обязательно вернусь сюда снова. А перед отъездом из Новгорода, мне повстречался тот же самый таксик, что первым приветствовал меня на этой земле. Степенно скушал предложенный ему кусок колбасы, посмотрел в глаза со значением, словно спрашивая – мол, понравилось тебе у нас, мил человек, и порысил на своих кривых лапах дальше. До свидания Новгород и новгородцы!

—————

Назад