Тимур Савченко. "Мальбрук в поход собрался..."

09.11.2016 20:36

13.06.2016 18:38

«МАЛЬБРУК В ПОХОД СОБРАЛСЯ…»

 

 

А доводилось ли Вам, дорогой читатель, встречать рассвет на палубе корабля, с чашкой горячего кофе в руках? Ощущать на лице дуновение соленого ласкового ветра, слушать приглушенный шелест волн за бортом и наблюдать, как солнце, окрашивая небо в розовые и багряные тона, поднимается прямо из моря?..

Для полноты картины не хватало только выпрыгивающих из воды дельфинов. Очевидно, афалины и белобочки еще дремали, посапывая, где-нибудь на мелководье. Моряков, конечно, этой идиллией не удивишь – я веду речь о простых, «сухопутных» ейчанах. Мне, например, довелось пережить все это на прошлой неделе – незабываемые ощущения! А началось все с получения небольшой премии, трех-четырех выдавшихся свободных дней и горячего желания пустится в поход. В Крым.

 

Пути-дороги

 

Об одном только пришлось пожалеть, отправляясь в дорогу, – о тупиковом положении Ейска. В повседневной жизни наша транспортная изоляция – скорее, благо: тихо, спокойно, не шастают по улицам случайные «гастролеры», коих в избытке на Черноморских курортах. Но вот, когда речь зашла о поездке в Крым, выяснилось, что не идут туда от нас ни поезда, ни автобусы (о самолетах – вообще молчу). Пришлось добираться на полуостров через Краснодар. Не в «Москву через Владивосток», конечно, но все равно – изрядный крюк. Впрочем, неспешная прогулка по вечерней улице Красной в Краснодаре, с ее цветниками и светящимися фонтанами, не вызвала ничего, кроме позитива, а уже в десять часов вечера автобус уносил меня в сторону Феодосии.

Вот и Керченская переправа. Трудяги-паромы, не покладая… винтов, снуют между двумя берегами, перевозя тысячи людей, автомобилей, автобусов… Настоящий конвейер, который не останавливается ни днем, ни ночью. Но, конечно, без моста добираться до Крыма не слишком удобно – скорее бы его уже открыли!

Уже рассвело, когда мы въехали в Керчь. Этот город считается рыбной столицей полуострова, но не имеет при этом статуса курорта. Как следствие – запустение и отсталость во всем: убитые дороги и тротуары, обшарпанные фасады зданий, отсутствие цветов на заросших травой газонах… Что и говорить – не слишком заботилась Украина о красоте и благополучии Города-Героя Керчи. Зато чем запомнился город, так это целой когортой рыбаков, сидящих вдоль здешней речки-малышки, протекающей у подножия центрального рынка (что в такой реке можно поймать – ума не приложу), а еще – древним курганом, расположенном прямо на… автовокзале. Ну, ничего – будет и на твоих улицах праздник, Керчь! Места здесь благие: и рельеф красивый, и пляжей целые километры. Все наладится. Пока же, пришел в город и на полуостров свет из России – вечерами все светится. Красота. Начали появляться дороги. Хорошие. С яркой разметкой.

Мчимся от Керчи дальше по холмистым, поросшим цветами и травами долинам степного Крыма. И вот впереди обозначаются горы. Феодосия. Пора покидать уютный автобус. Не стану описывать романтичный и уютный город, в котором Александр Грин создавал свои знаменитые «Алые паруса», потому что уже рассказывал о Феодосии раньше. Впереди ждал Судак.

 

Башни над морем

 

Между Феодосией и Судаком всего 50 километров. Казалось бы – ерунда. Но разница в окружающих ландшафтах просто колоссальная. Феодосия – это лишь предгорье, а за ней начался удивительный, живописный край гор и долин, покрытых виноградниками.

Едем мы на стареньком развалюхе-автобусе, под управлением пожилого крымского татарина. Сложилось такое впечатление, что все автобусы здесь не моложе периода Крымской войны 1853 года – настолько они ветхие, а все водители – татары.

Чем дальше едем, тем сильнее начинает вилять дорога, извиваясь причудливыми серпантинами, поднимаясь и опускаясь настолько круто, что закладывает уши как в самолете. Но окружающий пейзаж просто ошеломляет красотой и величием.

Первая остановка – Коктебель. Этот пасторальный, богемный поселок известен своим винзаводом, пляжами и многочисленными живописцами, облюбовавшими его больше века назад. Но Коктебель – относительно молодой поселок, чего не скажешь о цели нашего путешествия – Судаке. Нынешнее «рыбье» название городу дали турки. Ох уж эти османы со своей страстью раздавать новые имена налево и направо! Впрочем, Судаку к таким переменам не привыкать: древние греки назвали приморский город, выросший в стиснутой горами долине, Содагисом или Сугдеей; генуэзцы, основавшие в средние века в Крыму свои торговые фактории – Солдайей. Славяне – именовали город Сурожем…

Сегодняшний Судак – маленький, раз в 5 меньше Ейска – но очень оживленный, курортный городок, над которым возвышается циклопическая генуэзская крепость. Видно ее практически отовсюду. Символом Крыма принято считать купеческое псевдоготическое сооружение – Ласточкино гнездо в Ялте. Зря, на мой взгляд. Судакская крепость – вот она, настоящая твердыня. Мощная, красивая и гармоничная, подобно короне венчающая высокую Крепостную гору над синевой моря. Что и говорить – знали свое дело архитекторы итальянского Возрождения, создавая эту цитадель на протяжении почти столетия – с 1371 по 1469 год.

К крепости мы и отправимся по оживленным улицам курортного городка, мимо отелей и санаториев, парков и площадей. Сегодня крепость переживает свою вторую молодость – предприимчивые судакцы превратили ее в место проведения всевозможных костюмированных фестивалей и слетов. Эти шоу, во время которых можно увидеть бои римских гладиаторов, или рыцарские турниры, привлекают в город массу туристов со всех уголков России.

А сегодня в тире, неподалеку от ворот, всем желающим предлагали пострелять из лука в плотные пучки соломы, да вездесущие фотографы с орлами и обезьянками в руках предлагали: «Не хотите поздороваться с орлом, уважаемый?..». Нет, не хочу. Не хотелось толкаться среди людей – хотелось уединения и покоя, и я решил отправиться в Новый Свет – маленький поселок в семи километрах от Судака. Признаюсь, раньше я о нем не слышал. Это место порекомендовала мне девушка из местного бюро экскурсий. Решил послушать ее совета, о чем нисколько не пожалел.

Кстати, был не прав, говоря, что не слышал о Новом Свете. Я даже видел его, и не один раз, как и каждый из нас. Да, да, не удивляйтесь. Смотрели советские киноленты «Человек-амфибия», «Остров сокровищ», «Одиночное плавание», «Три плюс два»?.. Конечно, смотрели. Все эти фильмы снимались именно здесь.

Что собой представляет дорога из Судака в Новый Свет? О-о-о… Это нечто! Узенькая лента асфальта, с одной стороны высоченные скалы, а с дугой – отвесная пропасть над самым синим морем. Имел неосторожность поехать с местным джигитом, который остановившись возле крепости на своей древней «шестерке», призывно покрикивал: «Кому до Нового Света? Недорого беру…» Сторговавшись за полтинник, довольный забрался в машину, и тут началось! До этого считал, что самые бесбашенные водители обитают в Тегеране – оказалось, что ошибался… Мой извозчик гнал по горной тропе, словно участвуя в ралли, нимало не заботясь о правилах движения, весело болтая с кем-то по-татарски по мобильному телефону. Хотел уже вскричать: «Остановись!!!», но тут дорога, обогнув очередную скалу, привела нас в поселок. Выйдя из машины на трясущихся ногах, не сразу и сообразил, что оказался в… раю. Так я, во всяком случае, его себе представлял.

 

По Голицынской тропе

 

Тишина – стоило лишь немного отойти от автостанции, мириады разнообразных запахов, начиная от соленого морского, заканчивая какими-то незнакомыми цветочными ароматами. Бескрайняя зелень лесов на горных склонах, окружающих поселок, и бескрайняя же синева раскинувшегося впереди моря.

Поселок – в прошлом вотчина князя Голицина, основавшего здесь знаменитый винный завод. В Новом Свете сохранился дворец вельможи, основанный им винзавод и «Голицынская тропа». Эта пешеходная тропинка, идущая вдоль трех живописнейших бухт – Зеленой, Синей и Голубой, и по территории ботанического заказника – считается основной здешней достопримечательностью. Хотя, по мне, так весь поселок – одна сплошная достопримечательность.

Но, если уж приехал сюда, значит надо пройтись тропой. Но прежде – пообедать! Благо и столовая подвернулась с забавным названием «Заводская столовка». Интерьер соответствующий – а-ля 70-е годы СССР. После плотного обеда уверенно спустился на опрятную набережную и, уплатив 100 рублей, ступил на Голицынскую тропу. Путеводители утверждают, что ее протяженность два километра. Но мне показалось – не меньше пяти! Места и, правда, фантастические! Хорошую тропу для прогулок оборудовал князь Голицын! Было это в 1912 году, накануне приезда императора Николая II. Довольно узкая, но без крутых перепадов, чтобы его величество не изволили утомиться.

Специально отстал от кучки туристов и брел в относительном уединении, наслаждаясь природой. Зеленая бухта сменилась Синей, стоило обогнуть могучую гору Коба-Кая. Здесь у подножья скалы расположен знаменитый грот Голицына – глубокая и широкая пещера, выдолбленная морем и ветром, где раньше хранились вина. Чуть поодаль, подобно морскому зверю, вылезшему наполовину на сушу, вытянулся мыс Капчик. Возле него, сойдя с тропы, погрузился в ласковые воды Черного моря. Вода, хоть и прохладная, но удивительно чистая и прозрачная, придала сил. Поэтому дальнейший путь по красивейшей реликтовой роще можжевеловых деревьев преодолел легко и радостно.

С этим чувством радости и умиротворения я и покинул Новый Свет, а на следующий день и Крым, взяв курс на Анапу. Вам любопытно – что там в Анапе? Хорошо, в следующем материале продолжу рассказ о Черноморском походе.

 

© Тимур Савченко, текст, 2016

© Книжный ларёк, публикация, 2016

—————

Назад