Тимур Савченко. Немецкие картинки

09.11.2016 20:18

НЕМЕЦКИЕ КАРТИНКИ

 

Готическая сказка

 

 

Ворон открыл беззвучно клюв и склонил голову в сторону, хитро посматривая на нас из-за прутьев клетки. Жирный такой ворон, справный, перья блестят. А Ральф, между тем, продолжал рассказывать:

– Маркграф и говорит слуге – все, Фриц, пошутил и хватит, отдавай гербовую печать! Не то – ты меня знаешь – не посмотрю на то, что служил мне верно столько лет…

Но слуга заладил: «Не брал я ее, Ваша светлость. Не брал…»

Кончилось у маркграфа терпение – позвал палача, тот и отрубил слуге голову…

– Ой, как печально… – вздохнули мы. – А дальше-то что было?

– Дальше, в замке случился ремонт, – объяснил Ральф. – Когда перекрывали крышу, нашли на ней гнездо ворона, а в нем – ту самую пропавшую гербовую печать… Очень маркграф расстроился, что напрасно верного Фрица казнил. Велел изловить ворона и обезглавить, а его вороненка приказал держать в этой клетке. Правда, кормить хорошо. Вот он и сидит здесь…

– Что, так с XV века и сидит? – усомнился Саша.

– Ну-у… – протянул Ральф, глядя на ворона. – Это, конечно, не тот самый ворон, а его праправнук – традиция теперь такая в Мерзебурге – держать ворона в клетке. Ладно, поехали дальше, до Галле еще далеко…

 

Рожденные в DDR

 

 

Несколько лет назад мне довелось побывать в составе культурной делегации в Германии. Точнее говоря, в земле Зексен-Анхальт в городе Галле. Запомнилась эта поездка тем, что было немного странно видеть отношение бывших восточных немцев к новой действительности. Сами мы тогда смотрели на Европу с восторженным замиранием сердца – как же: демократия, либерализм, светлое будущее… Но уже в первый же день нашего пребывания в объединенной Германии, наши проводники Ральф и Уве ненавязчиво заявили, что оба скучают по ГДР. Жить там – по их словам – было лучше, жить было веселей.

Вот те раз! – удивилсь мы…На что наши немцы ответили следующее: ГДР была одной из самых благополучных социалистических стран, а нынешние «восточные земли» превратились в придаток ФРГ, сильно были сокращены социальные льготы, а вот по мерседесу каждому почему-то не выдали... Кроме того, за годы пребывания в соцлагере,изменился во многом и менталитет восточных немцев – стали они, как бы это правильнее сказать, более «русскими» что ли. Уве, так тот вообще заявил: «Все мы – славяне». Это уже был явный перебор, на наш взгляд, о чем мы тут же ему и сказали. Какие же вы, немцы, славяне? Но Уве не смутился, и тут же припомнил, что раньше на территории восточной Германии жили племена лютичей. Стало быть, как не крути, а мы родня, хоть и дальняя.

Не стали мы с этим спорить, тем более что и относились к нам во время пребывания в бывшей ГДР, действительно, по-родственному. Уже в день нашего вылета в Берлине какой-то негр, подойдя на улице к нашей русско-немецкой группе, разразился речью (по-русски), о том, что Россия бедна, а Германия богата, и вместе им не сойтись никогда. Он хотел еще что-то прибавить, но не успел – наши немецкие друзья настолько эмоционально послали его в… Африку, что оратор счел за лучшее скрыться. Однако довольно о политике! Поговорим лучше о достопримечательностях...

 

Винные погреба и Вальпургиева ночь

 

Первые три дня мы провели в Галле-ан-дер-Залле, знакомясь с жизнью города и его жителей. Побывали в бывшем епископском замке Морицбург, где ныне оборудованы музей и великолепный ночной клуб в готическом стиле (потемневшие от времени деревянные балки перекрытий, кирпичные стены, объемные глиняные пивные кружки и официантки в средневековых нарядах).

Осмотрели университет XVII века, «Красную» башню, ратушную площадь, на которой каждый вечер звучит живая музыка, старинную крепость на набережной, куда старушки-билетерши впустили нас бесплатно, потому что мы «свои-советские». Послушали ночью орган в старинной кирхе. Совершенно влюбились в город и даже немного прибавили в весе – хозяева закармливали нас с маниакальной настойчивостью, словно поросят, да еще ежедневно оставляли на вечер горы булочек, сыра, йогуртов, ящик пива (каждый раз нового сорта). Если к утру немцы обнаруживали, что запасы недоедены и недопиты, они хмурились и спрашивали – не вкусно? В конце концов, журналист Паша даже пожаловался, что ему придется проделать новую дырку в ремне, так как он уже не застегивается.

На четвертый день хозяева объявили, что пора совершить небольшую загородную вылазку, чему все очень обрадовались. Ранним солнечным утром на двух микроавтобусах наша группа отправилась в Гарцкие горы. Места эти окутаны мрачным флером средневековья, как одна из «культурных ведьминских столиц» всей Европы. Крутые, покрытые густым хвойным лесом, скалистые горы, среди которых особенно выделяется Брокен, служили местом проведения шабаша в Вальпургиеву ночь. Сейчас на вершину горы можно подняться по канатной дороге, но совершенно непонятно, как взбирались сюда в старину колдуны и ведьмы. Впрочем, находчивый Ральф тут же разрешил этот вопрос: «На метлах прилетали, конечно, чего такого».

Ведьм в тот день встретить нам не удалось (видимо не сезон), зато панорамой, открывающейся с вершины, насладились в полной мере, а еще побывали в минизоопарке, где содержатся представители горной фауны. На обратном пути наши провожатые завезли нас в погреба шампанских вин городка Фрайбург, словно спохватились, что мы давно не ели и не пили. Зря, наверное, они это сделали. Дегустация вин всегда было делом рискованным, а тут оказалось, что завод выпускает с дюжину сортов шампанского… Одним словом, домой мы возвращались, нескладно распевая «Ой, мороз, мороз…» и держась друг за друга, чтобы не упасть. Эх, хороша страна Германия!

 

Рафаэлева мадонна и Берлин-городок

 

 

Ура, ура, мы едем в Дрезден! После случая с винными погребами, немцы решили, что пора попотчевать гостей и духовной пищей. А быть в Восточной Германии и не посетить Дрезденскую картинную галерею в этом плане – непростительное упущение. Еще в XIX веке Германия представляла собой скопление маленьких и больших независимых княжеств и курфюршеств. Из них, как наиболее влиятельная и сильная, выделялась Саксония со своей блистательной столицей. Из поколения в поколение курфюрсты украшали и благоустраивали Дрезден, превращая его в одну из самых красивых столиц Европы: возводились великолепные дворцы, с любовью собирались изумительные коллекции скульптур, живописи, антиквариата, разбивались сады и парки…

Все это великолепие было уничтожено в один день, когда в 1945 году англо-американская авиация превратила Дрезден в груду дымящихся руин. Сложно, конечно, осуждать союзников за это деяние – гитлеровскую Германию никак не назовешь мирной и беззащитной страной, но город на берегах мутной Эльбы все-таки жаль. Сейчас Дрезден залечил послевоенные раны, восстановлены наиболее ценные архитектурные ансамбли, но все же это уже скорее город-новодел.

Вот мы и в картинной галерее. По размерам она уступает Эрмитажу, но не по количеству собранных здесь шедевров. Жемчужиной галереи, бесспорно, является Сикстинская мадонна, кисти великого Рафаэля. Каждому из нас с детства знаком этот одухотворенный образ Богоматери с младенцем Иисусом на руках, но даже не представлял, что полотно настолько огромное! В два человеческих роста. Поэтому смотреть на мадонну нужно издали. Незабываемое впечатление. Словно покидаешь реальность, останавливается само время. Одна из наших женщин даже расплакалась – вполне ее понимаю…

Но все когда-нибудь заканчивается. Так, незаметно, подошли к концу и германские каникулы. Последнюю ночь мы провели в Берлине. Честно говоря, после милого и патриархального Галле, он показался суматошным и неуютным: мириады машин, толпы народу, на каждом шагу попадаются хиджабы и бурнусы… Вавилон!

– И как здесь только люди живут? – недовольно бурчит Уве, ведя нас к Бранденбургским воротам.

Хотя, это, конечно, дело вкуса – любителям активной жизни скучать в Берлине не приходится. Осмотрев здание Рейхстага, прогулявшись по Александр Платц, мы завершили вечер в небольшом ресторанчике на Осло-штрассе, который содержала семья творческих панков. Обстановка была соответствующая: какие-то странные картинки, точащая прямо из стены часть автомобиля, официанты с крашеными ирокезами на головах… Экзотика.

Но вот и аэропорт, момент прощания. Грустно было всем. Обнялись на дорожку с нашими немцами и двинулись на посадку. До свидания, Германия. С тех пор прошло немало времени, уже потускнели впечатление, но хорошая, добрая память о поездке осталась. И сейчас, когда с телеэкранов звучат гневные речи американских и европейских правителей, когда говорят о военной угрозе, задумываюсь – а как там, интересно мои Ральф и Уве? Не горят ли они желанием встать на защиту мировой демократии в борьбе с «российскими агрессорами»? Почему-то уверен, что нет…

 

© Тимур Савченко, текст, 2015

© Книжный ларёк, публикация, 2015

—————

Назад