Тимур Савченко. Желтое небо Поднебесной

30.10.2016 23:00

ЖЕЛТОЕ НЕБО ПОДНЕБЕСНОЙ

 

Был легкий морозец. Насколько хватало глаз, подо мной тянулся какой-то широченный проспект. Слева и справа вздымались бесчисленные небоскребы – хотя я и смотрел на них с 14-го этажа, приходилось задирать голову. А над ними, сквозь густой смог, который, словно туман, висел над городом, тускло светило бледно-желтое, почти белое солнце. Пекин, или Бейджинг, как называют его китайцы, проснулся и жил своей размеренной жизнью: внизу проезжали мириады машин и еще большее количество велосипедистов, для которых на всех дорогах китайской столицы выделены специальные полосы движения. Однако пора было позавтракать – скудный авиационный паек, который мне достался за 6 часов лета от Москвы до Пекина, лишь раздразнил аппетит.

 

Странная пища и цигун

 

С завтраком в это утро как-то не заладилось: в китайском общепите все едят палочками, а это, без должной подготовки, дело непростое. Промучился минут 10, обильно роняя на стол кусочки пищи, пока проходившая мимо официантка не пришла в отчаяние от моих манипуляций и не выдала мне привычные вилку и нож. Дело пошло быстрее, хотя выяснилось, что далеко не все образчики здешней кулинарии годятся к употреблению нашим братом-европейцем. Так, пришлось отказаться от привлекательных на вид кубиков, похожих на крабовое мясо, – вкус был ужасный, как будто это блюдо намеренно протушили (кстати, частое явление в китайской кухне). Пришлось довольствоваться паровыми пельменями и вареными яйцами. Зато чай был бесподобен! В Китае пьют не только традиционные для нас черный и зеленый чай, но и «белый», «желтый», «красный» – это когда чайные листья срывают по мере созревания. «Белый» – почти зеленый, «красный» – немного не дозревший до черного.

Но довольно гастрономических рассуждений – пора заняться делом, а именно – посетить нефтегазовую выставку, ради которой и прилетел в Поднебесную, а также осмотреть местные достопримечательности, ведь на следующую ночь уже надо будет улетать в Россию. По дороге к выставочному комплексу, до которого было минут 5 ходьбы, с интересом понаблюдал за занятием цигуном – множество китайцев занимается этой древней гимнастикой прямо на газонах и в скверах. И стар и млад выполняют замысловатые движения под тихо играющую музыку. Молодцы пекинцы, ничего не скажешь. Даже завидно стало – вот бы завели ейчане такую традицию: вышел на улицу или в парк, позанимался, набрался бодрости и на работу.

Не будем задерживаться долго на выставке. Лучше отправимся в исторический центр города, в императорский дворец Гугун, или, как его еще называют, «запретный город» – в средневековье заход простолюдина на его территорию карался смертью. Но прежде, пока не забыл, хотел напомнить землякам, которые, возможно, окажутся в Пекине, вот о чем: всегда, отправляясь по городу, берите с собой визитку вашего отеля. Дело в том, что в Пекине все гостиницы имеют два названия – европейское и китайское, но большинству таксистов знакомо только последнее. Так, сколько не просил я местного шофера подкинуть меня до «Спорт вилледж», старичок только разводил руками и виновато улыбался – мол, не понимаю. Тут-то я разыскал в кармане визитку, и выяснилось, что мой «Спорт вилледж», на самом деле – «Юнь Янь Кан»…

 

«Гугун»

 

Но вот и Гугун. Циклопическое сооружение XV века постройки, огороженное мощной крепостной стеной с башнями по углам и широким рвом. Даже сложно назвать его дворцом – скорее, это город в городе, который раскинулся на территории в 720 тысяч квадратных метров. Внутри сотни, если не тысячи различных дворцов, павильонов, скверов, площадей. В живописных прудах плавают пучеглазые золотые рыбки, с высоких постаментов скалят зубы золоченные и тоже пучеглазые львы, похожие на пекинесов. Кстати, породу пекинес вывели именно в Пекине, отсюда и название. Очевидно, неравнодушны китайцы к глазастым созданиям.

Часа 4 гулял по Гугуну, осмотрев лишь малую толику его уголков и диковин. Под конец собрался выйти через Врата Небесного Спокойствия на знаменитую площадь Тянь Ань Мынь, но тут случилась некоторая заминка. Неожиданно ворота перекрыла группа военных в белых перчатках и с бесстрастными лицами, никого не впуская и не выпуская, а с площади донеслись звуки барабанов и гортанные резкие крики. Как-то даже тревожно стало – уж не путч ли какой произошел… Все оказалось куда проще – на площади, под огромным портретом «Великого кормчего» Мао Цзэдуна поднимали государственный красный флаг. Одним словом, хватило на этот день впечатлений. Пора ехать в гостиницу: чайком побаловаться и баиньки.

 

«Бэйхай» и шопинг по-пекински

 

Утро следующего дня началось с мыслей о том, что сегодня осмотреть. Хотелось, конечно, побывать на Великой китайской стене, но до нее от города километров 100. До знаменитых гробниц китайских императоров и до армии терракотовых воинов (тысячи скульптур солдат в натуральную величину) тоже не близко.

В конце концов, соседи по отелю – свердловчане, порекомендовали старинный парк «Бэйхай». Спасибо им за наводку, парк оказался изумительным. Огромный, посередине озеро, на озере остров, на острове холм, а на холме – красивейшая «Белая пагода», с вершины которой, по словам путеводителя, открывается незабываемая панорама на весь Пекин. Как же, спрашивается, не подняться на ее вершину после таких обещаний? Одно немного огорчило – за восхождение ушлые китайцы берут юани, и ладно бы один раз, так за каждый пролет лестницы, а их там с десяток! Вот плуты! Хотя, вид, открывшийся с вершины, конечно, стоил тех затрат.

До вылета остается меньше шести часов, а я так ничего и не купил. Быть в Китае и не заняться шопингом – непростительное упущение. По пути в аэропорт заезжаю на Шелковый рынок (Сю-Шуй) – многоэтажный гипермаркет. Чего здесь только нет! От нефритовых сувениров и фарфоровой посуды до одежды и суперсовременной электроники. Обязательно торгуйтесь с туземными продавцами, дорогие земляки! При усердии и целеустремленности, можно сбить цену в разы. Примерно, как в Индии, или Египте.

Правда, китайские торговцы, в отличие от своих веселых египетских коллег, имеют обыкновение жалостливо всхлипывать и картинно огорчаться, словно у них последнюю рубаху отнимают. Как-то это меня смутило, оттого и отдал за чемодан на колесиках 40 долларов. Встреченные мной минут через 10 москвичи, рассказали, что купили такой же за 20… К тому же и «знаменитое» китайское качество сказалось – колеса от чемодана отлетели уже через неделю. Ничего, зато накупил для своих многочисленных знакомых затейливых сувениров! Да и фабричный пуховик за 50 баксов верой и правдой служит уже несколько лет. В целом – шопингом остался доволен.

Ну, вот и подошли к концу мои два дня в Поднебесной. Уже объявили посадку на самолет. Долго буду вспоминать желтое пекинское небо, однако пора возвращаться – дома все-таки лучше!

 

© Тимур Савченко, текст, 2016

© Книжный ларёк, публикация, 2016

—————

Назад