Тимур Савченко. "Знакомьтесь - город Ейск"
09.11.2016 20:5324.08.2016 19:07
«ЗНАКОМЬТЕСЬ – ГОРОД ЕЙСК»
Утомленное солнце тихо с морем прощалось, наступал вечер, и в воздухе даже веяло чем-то, напоминающим прохладу. Термометр, на одном из киосков Ейского Арбата показывал +34 – сущие пустяки после полуденного зноя! Ейчане и туристы неторопливо прогуливались по брусчатой мостовой, а, между тем, возле памятника Василию Ненашеву собиралась толпа народу.
Ну, толпа, это, пожалуй, сильно сказано – пару дюжин человек, может чуть больше. Что же собрало всех этих людей вместе в предвечерний час в сердце города? Желание познакомиться с Ейском поближе. А пешеходная экскурсия, организованная заместителем директора музея имени Самсонова Мариной Сидоренко, так и называлась «Знакомьтесь – город Ейск».
Принять участие в этой прогулке по старым улочкам, площадям города мог каждый желающий – и приезжий турист, и коренной горожанин, который за повседневной суетой уже не обращает внимания на окружающую нас постоянно красоту и очарование. Ведь недаром говорится: «Лицом к лицу – лица не разобрать».
Наша экскурсия недаром началась у бюста Ненашеву. Если своим рождением Ейск обязан светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову, то своим благополучием – бесспорно, Василию Васильевичу Ненашеву – «Столыпину» ейского масштаба. Железная дорога, больница, электрификация, телефонизация, мощенные дороги, первая газета, санаторий… Все эти блага цивилизации появились в Ейске именно при нем. Недаром благодарные горожане избирали Ненашева городским головой четыре срока подряд. Возможно, Василий Васильевич правил бы городом и дальше, если бы не пошатнувшееся здоровье – тяжел труд градоначальника. В 1915 году он сложил себя полномочия, а через год выдающегося «сити-менеджера» не стало.
Зато уже нынешний ейский мэр, Валерий Викторович Кульков, согласился пройтись вместе с нами по Ейску сегодняшнему, и рассказать о его прошлом и настоящем. Узнав, что с нами идет мэр, и не просто в качестве «свадебного генерала», а как помощник экскурсовода и собеседник, многие туристы пришли в восхищение. – Ничего себе! – Наш-то мэр, вообще скоро забудет, как пешком ходить, тем более с туристами общаться… – раздавались то и дело приглушенные возгласы. Оно и не удивительно. Это мы с вами знаем, что Валерий Викторович и людей морозной зимой подвозил на служебном авто, и на улицах его можно увидеть постоянно, но для жителей больших городов это казалось настоящим чудом.
И пошли мы по брусчатой мостовой по улице Свердлова. Без спешки, спокойно осматриваясь по сторонам, читая надписи на бронзовых досках, вмурованных в мостовую. Кстати, многие ли ейчане читали эти надписи? Лично я – нет. А между тем, в них отражается вся история молодого города: открытие новой железнодорожной ветки, пожарной части и т. д. Не каждый, наверно, знает и то, что элегантное здание районной администрации, построенное в 1912 году, изначально было банком. И не просто банком, а хранилищем несметных сокровищ Петроградской ссудной казны! Сюда их перевезли в 1917-м, подальше от революционных потрясений. Говорят, что часть этих богатств впоследствии бесследно исчезла – смутные были времена.
Узнали мы и то, что наш гостиный двор лишь на три года моложе самого города, и что создавался он как копия Гостиного двора в Санкт-Петербурге. Это уже после были заложены кирпичом арки и внешние галереи. А вот здание почтамта почти уже век почтой и является. Правда, строилось оно как торговое помещение, сдаваемое застройщиками в аренду.
На пересечении улиц Свердлова и Ленина (бывшей Черноморской) мы останавливаемся возле памятника атаману Чепеге. Ну, ейчане-то прекрасно знают, кто это такой, а гости с интересом слушают историю о временах переселения черноморских казаков на Кубань, о двух отрядах Захария Чепеги и Антона Головатого, идущих на новые земли по суше и по морю.
Здесь же и новое здание санатория «Ейск». Здание новое, но сам бальнеологический курорт появился в городе еще в позапрошлом веке. И надо сказать – совершенно случайно. Началось с того, что по приказу Ненашева был вырыт колодец – город нуждался в пресной воде. Но к разочарованию землекопов, найденная вода премерзко пахла тухлыми яйцами и совершенно не годилась ни для питья, ни для полива. Экая пакость! – сказал бы другой бургомистр, и велел бы засыпать колодец, но не Василий Васильевич. Морща интеллигентный нос от ужасного запаха, Ненашев распорядился отправить образцы воды на исследование и не прогадал: сероводородная ейская водица оказалась ничуть не хуже по своим лечебным свойствам, чем пятигорская, или горячеключевская. Так и возник курорт в портовом городе.
Вообще, идя по старым улицам, становилось понятно, как заботились наши предки об удобстве и красоте своего города. Взять, к примеру, жилые дома. Это сейчас частный сектор застраивается как Бог на душу положит. А во времена рожденья Ейска строительство велось строго по плану. С этой целью из столицы даже был приглашен архитектор Жуковский, который разработал для ейчан 20 различных проектов домов. Роскошных и поскромнее, но красивых и стильных. С непременными каменными, или коваными арками. Еще и сейчас, местами, сохранились эти арки, равно как и затейливая лепнина и фигуры на фасадах зданий. Да, это вам не панельные, безликие пятиэтажки…
А вот еще один любопытный момент, о котором мы узнали во время экскурсии, идя по улице Ленина вниз, – как появились «географические» названия первых ейских улиц: Одесская, Ростовская, Бердянская, Керченская… Оказывается, улицы возникшего города изначально вообще не имели названий! И спохватились по этому поводу, когда со всей России приехали отмечать «новоселье» делегации почетных гостей. Непорядок. Правда, не называть же улицы 5-я, 23-я… Выход – простой и изящный – нашел светлейший князь Воронцов – распорядился дать улицам имена тех городов, откуда приехали гости.
Так, за разговорами, мы добрались до Никольского парка. Обратил внимание, что наши ряды к этому моменту заметно увеличились – добавились новые люди, примкнувшие к нашему шествию. Возле Никольского парка в День города был установлен бюст Михаилу Калинину. Дело в том, что «всесоюзный староста» дважды приезжал в Ейск, а парк до 90-х годов носил его имя. Однако, с началом борьбы с коммунистическим наследием, парк был переименован, а бюст Калинина бесследно, как казалось тогда, исчез. Валерий Викторович рассказал любопытную историю о том, что, оказывается, все эти годы каменный Калинин простоял во дворе одного из горожан! Когда же было принято решение восстановить памятник выдающемуся общественному деятелю, сознательный ейчанин вернул скульптуру городу. Теперь Михаил Иванович благодушно смотрит сквозь очки на парк, где он когда-то выступал перед ейчанами, со стороны улицы Советов.
Переходим дорогу и углубляемся под зеленые своды парка. Никольский – самый старый из ейских парков. Сейчас он не так красив и ухожен, как в былые времена, а поначалу парк поражал воображение горожан экзотическими растениями, духовыми оркестрами, игравшими для отдыхающих, кованными ажурными оградами. Небольшие фрагменты этой ограды дошли до наших дней, но это лишь малая часть минувшей красоты. Посредине, на высоком черном постаменте, застыла фигура Николая Чудотворца. Что связывает наш город и знаменитого святого? На этот вопрос ответил православный священник отец Олег. Помимо прочего, Николай Чудотворец является и покровителем мореходов. Поэтому и не удивительно, что наши предки особенно почитали этого святого. Отец Олег рассказал любопытную историю о том, как один старый рыбак из Глафировки, всю жизнь проведший в море, сказал ему однажды: «Не знаю – есть ли на свете Бог, но Николай Чудотворец есть точно!»
Идем по парку дальше. Но, что это? Откуда появились здесь эти стиляги с древним кассетным магнитофоном? Трое парней и три девушки – актеры самодеятельного коллектива ГДК. Под музыку 80-х, они кружатся в танце прямо на поляне, а Валерий Викторович вспоминает: «Раньше здесь была одна из двух ейских танцплощадок. Мы называли ее «Калина». Вторая – «Дубы» – была в парке Поддубного. Вход был платный, поэтому те, кто победнее, танцевали рядом с площадкой – там, куда долетали звуки музыки…»
По улице Карла Маркса мы спускаемся вниз. Воронцовский проспект в прошлом – был настоящей ейской «рублевкой». На этом широком бульваре селились лишь самые состоятельные и уважаемые горожане. Увы, время изменило облик бульвара. Уже не проносятся по нему щегольские лакированные коляски, обветшали фасады некогда красивых домов. Но старая брусчатка сохранилась, пережив полтора столетия. Ейская брусчатая мостовая – еще одна заслуга Ненашева. Доводилось слышать несколько версий относительно ее происхождения. Кто-то из ейчан уверял, что камень для ее строительства в наши степи везли из Турции, кто-то – с Украины… Оказалось – со всего мира. Василий Васильевич ввел специальный портовый сбор в виде булыжников и каждый входивший в порт корабль рассчитывался за стоянку камнем. Так и появилась в городе мостовая. Жаль – нельзя ввести подобный сбор асфальтом в наши дни – глядишь и не осталось бы в Ейске позорных грунтовых дорог…
Но вот мы у подножья памятника нашему «медному всаднику». С высоты пьедестала взирает Михаил Семенович Воронцов на проезжающие машины, на проходящих пешеходов. Лицо всадника спокойно. Он выполнил свою работу – построил город, в котором мы живем. И теперь уже наша задача преумножать и хранить его благополучие. Здесь мы и простились с нашим экскурсоводом Мариной и мэром, а Валерий Викторович, как и положено радушному отцу города, распорядился подать нам… Нет, не экипаж – автобус, который и доставил нашу группу в центр города.
Изумительная получилась экскурсия! После нее как-то по-новому смотришь на старые, знакомые улицы и дома. Видишь Ейск не таким, какой он сейчас, а таким, каким он был полтора столетия назад. Молодым, красивым, полным амбиций и грандиозных планов. Нет, не старей и не унывай – замечательный малыш Ейск! Пройдут тяжелые времена, минует период запустения и бедности, и на твоих, точнее – наших! улицах снова будет праздник. Жизнь продолжается!
© Тимур Савченко, текст, 2016
© Книжный ларёк, публикация, 2016
Теги:
—————