Жестокая правда жизни (Harsh truth of life)

07.02.2015 22:55

Литература в Западном мире в последние тридцать лет претерпела определенные изменения. В чем они заключаются?

В том, что сюжетная основа приблизилась вплотную к инфернальному началу, а значит, к Концу времен.

Поясним сей самонадеянный тезис.

На Западе существует ныне великое множество тенденций, трендов, брендов, направлений, поджанров и жанров. Очевидно, что охватить все даже в целом талмуде просто невозможно. Мы, ничтоже сумнящеся, берем лишь один срез – воспользовавшись своим магическим взглядом.

Речь – о так называемой “dark fantasy”, «темной фэнтези» (сумрачной фэнтези, черной фэнтези). Ибо сей жанр/тренд в образно-концентрированной форме отразил рассматриваемую нами тенденцию – как никто лучше.

 

 

Итак, приступим: самым ярким примером и представителем этого тренда является набирающий баллы паблисити и ништяки доходности несомненно талантливый (в своей области) райтер Джо Аберкромби (Joe Abercrombie).

Дж. А. пишет так, как я бы посоветовал каждому автору, стремящемуся к реалистичному отображению реальности, преломленному сквозь призму магического реализма – вот, блин, тавтология получилась! Но да ладно… Мы ж о фэнтези толкуем здесь. А фэнтези, по моему сугубо имхошному мнению, есть не что иное, как волшебная фантастика. То бишь, такая литература, которая отражает всю реальность (reality) сквозь магический тип сознания (познания действительности). Уфф, блин, сам сказал и о… бал-дел!

Несмотря на всякие пренебрежительные отзывы (как и отклики хвалебно-восторженные), скажу, что Дж. А. и впрямь сумел ЗАЯВИТЬ о себе, как автор серьезный. Почему? Да всё просто – его вещи отличает одна интересная и достойная подражания манера: ПИСАТЬ ПРАВДИВО.

Вот был в свое время такой великий американский литератор, как Джек Лондон. Он завораживал нас своими до предела реалистичными произведениями, полными не только приключенческих сюжетов, но и наглядных примеров людских судеб – примеров, на которых учились поколения всего XX века. Так писали только русские гении (правда, с занудными философскими отступлениями).

Так вот, Дж. А. – это современный Дж. Л., ибо так же реалистично передает всё, что видит и осмысливает, а далее вплетает в ткань повествования. Его проза (остросюжетная беллетристика в манере pulp-fiction) – модернизированное на современный лад повторение лондоновского реализма, пусть и в антураже и одеждах dark fantasy. Теперь правду-матку режут иными, современными, подходящими для нашей ПОДЛОЙ эпохи, способами и методами, а именно – манера написания Аберкромби до предела жесткая, откровенная и циничная.

Дж. А. продолжает линию беспринципных, творчески-эпатажных (правдивых до опупения?) Дэна Симмонса (Dan Simmons), Джорджа Мартина (George Raymond Richard Martin) и Феликса Креса (Feliks Wiktor Kres – Witold Chmielecki), а также предтечи всех их – Глена Кука (Glen Cook).

Но! В то же время следует отметить глубокое проникновение в характеры героев, великолепную подачу всей юдоли (экзистенции) персонажей, а главное – глубину (как и широту) понимания изображаемой жизни и мира. Поступки и потребности персов Аберкромби продиктованы жестокой ПРАВДОЙ жизни. Нашей с вами повседневной гребаной жизни! Тем, что в наше эсхатологическое (и само собой апокалипсическое) время определяет надежды и чаяния хомо сапиенсов. А это, как ни крути, всё те же жлобские страсти и желания, среди которых выделяются монбланами и джомолунгмами два дьявольских наваждения – ПОХОТЬ и АГРЕССИЯ.

Впрочем, нынче жажда крови и садизм заменяются строго по Фрейду и даже по Юнгу – волей к власти и стремлением к ТАЙНОМУ могуществу.

Что из них лучше и не столь опаснее – не нам судить. Впрочем, как один из сонма МАГОВ современного общества, скажу, что используя те или иные силы и способности, каждый из нас сеет нечто свое – а уж на мельницу каких ВЫСШИХ ТРЕНДОВ мы тем самым льем воду, это уже разбираться придется потом, когда, блин, долбанет по-настоящему!..

Джо Аберкромби, как символ нашей яростной накаленной эпохи – последней эпохи традиционного человечества (хомо сапиенсов), ведет нас в самую трясину (которая есть сердцевина) земной жизни, где всё, млять, серьезно, где нет места модной ныне виртуальной подобности (симулякрости), где ты, сука, не в игрушки играешь, а разносишь мозги противнику, чтобы просто выжить и снова смердеть, жрать-пить-срать, совокупляться под этим – солнечно-голубым (или тускло-серым) днём и сверкающим алмазами загадочным (или чернильно-мрачным) ночью – небом. Жестко? Да! Мерзко? Еще как! Но реально ли? А вы сомневаетесь? Тогда советую отправиться туда, где заревом пожарищ и грохотом взрывов вас встретят места так называемых локальных горячих военных конфликтов. Если не сдохнете (не иначе ангел-хранитель сильный) – сразу же отрезвеете и превратитесь в… в тех, кто отмечен каиновой печатью – той самой, смертоубийственной, пропитанной горечью содеянного и звериной тоской.

А Бог… Он всё рассудит – однажды!

Аминь.

—————

Назад